Российская империя - родина мультипликации
Помнится, Е. Гришковец в спектакле "Как я съел собаку" рассказывал, как он в детстве мчался домой, заслышав заветное слово "мультфильмы". А оказывалось, что это опять какие-то глупые и скучные кукольные мультфильмы. Это точно, советская кукольная мультипликация 70-80-х оставляла желать лучшего. Тем не менее она была частью великой традиции. И если история рисованной анимации началась во Франции 1890-х, с зоотропа Эмиля Рейно (ещё до изобретения киноаппарата), то история анимации кукольной началась в России 1900-х, с экспериментов Владимира Ширяева (о нем я ещё как-нибудь напишу) и Владислава Старевича. Последний - фигура знаковая во многих отношениях. Он - основоположник мировой stop-motion-ананимации, выдающийся режиссер игрового кино, оператор. Он снял один из первых в мире фильмов-сказок "Ночь перед рождеством" (1913), второй после Жоржа Мельеса фантастический фильм "Путешествие на Луну" (1912), был оператором первой русской кинокомедии "Домик в Коломне" (1913) с Иваном Мозжухиным в главной роли.
Загадочный дрессировщик жуков
Но главное дело его жизни - мультфильмы. Как сказал Дисней, "этот человек обогнал всех мультипликаторов мира на несколько десятилетий". Все началось с увлечения Старевича энтомологией и фотографией. Ещё в юности он делал очень убедительные модели насекомых. А в 1910 году для ковенского краеведческого музея, с которым тогда сотрудничал, решил снять документальный фильм о жуках-рогачах. Но жуки оказались скверными актерами и тогда Старевич прикрепил к лапкам засушенных жуков тонкие проволоки и снял нужные сцены покадрово. Далее в том же 1910-м (в эпоху кинопримитивов!) он снимает первый игровой мультфильм-пародию на рыцарский роман: "Прекрасная Люканида или борьба рогачей с усачами". Мультфильм сразу же стал популярен по всему миру. Первые зрители были уверены, что Старевич владеет какой-то непостижимой техникой дрессировки насекомых.
Дедушка мистера Фокса
В 1911 в той же манере Владислав Алексндрович снял "Рождество у обитателей леса", в 12-м "Стрекозу и муравья" и "Месть кинематографического оператора" и др. Постепенно от насекомых он пришел к столь же искусным куклам животных - пластичным, детализированным, со сложной натуралистической мимикой.
После Октября 1917-го Старевич вместе с сотрудниками киноателье Ханжонкова уехал в Крым, а затем эмигрировал во Францию. Именно здесь с 1926 по 1930-й годы году он создал свою самую значительную работу в мультипликации - полнометражного "Рейнике-Лиса" по одноименной поэме Гете и средневековому народному "Роману о Лисе". Без "Рейнике" не было бы "Великолепного мистера Фокса", "Острова собак", и многих других замечательных мультфильмов. Без всякой компьютерной графики Старевич умудрялся делать своих зверей по-настоящему живыми и при этом очень забавными.
Победить невозможно
Мультфильм состоит из объединенных сквозным сюжетом маленьких новелл, в большинстве из которых угадываются известные сказки, общие как для русского, так и для европейского фольклора. Это "Ворона и лисица", "Лиса и волк" и др. Хитрый лис Рейнике умнее всех зверей в лесу и даже самого короля-льва. Все животные от медведя до мыши беспрестанно жалуются королю на проделки Рейнике, но совладать с ним не может никто: что бы звери ни делали, они все равно "ведутся" на очередную лисью хитрость и в конце концов лев понимает, что победить Рейнике невозможно. С ним можно только сотрудничать.
"Рейнике-лис" не только очень искусно снят. Он ещё и безумно смешной. Мультфильм сделан в средневековой эстетике но для усиления комического эффекта Старевич активно использует анахронизмы. Например, в сцене рыцарского поединка лиса и волка появляется обезьяна-комментатор с микрофоном и репортёр с кинокамерой. До Старевича так не делал никто. После него стали делать всё подряд: вспомнить те же комедии Monty Python или Мэла Брукса.
Великолепны персонажи мультфильма. Особенно сам Рейнике, король-лев, заяц - церковный пьяница и другие. А кота-музыканта с его серенадами под окном королевы-львицы попросту невозможно забыть.
В общем-то, бесполезно рассказывать о "Рейнике-Лисе" Старевича. Его нужно смотреть. И пересматривать. И всматриваться.
Немецкие деньги
Судьба "Лиса" сложилась не очень благополучно. В 1930-м году немой полнометражный мультфильм, несмотря на все его достоинства, был зрителю уже мало интересен. В кино пришла эпоха звука, а на озвучание ни у студии ни у режиссера денег не было. Восемь лет "Рейнике" пролежал на полке, а потом всё-таки был озвучен. Деньги на озвучание дали представители нацистской Германии, рассудив, что "Роман о Лисе" - ценный памятник национальной немецкой литературы: (французской тоже, но это не важно). В 1941-м мультфильм был наконец-то озвучен и на французском (единственная версия, доступная в интернете), но немецкая озвучка навсегда сделала ему антирекламу. Именно из-за нее первый в мире полнометражный мультфильм в большинстве стран никогда не вышел в прокат.
Снимать мультфильмы Старевич продолжал почти всю жизнь, вплоть до конца 50-х, но в последние годы, как это часто случается с выдающимися художниками, оказался забыт. Кроме собственных дочерей, у Владислава Александровича не было помощников, он не оставил учеников и уникальная технология изготовления мимических кукол ушла вместе с ним.
#немоекино #старое_кино #история_мультипликации #историяанимации
#старые_фильмы #владислав_старевич #мультфильмы