Найти тему
МЕСТА, НЕ СТОЛЬ ОТДАЛЁННЫЕ

Самые большие одноразовые потери на море американцам нанесла немецкая радиоуправляемая бомба

Формально считается, что больше всего американцев погибло с линкором "Аризона" в Пёрл-Харборе, 1177 человек, но это произошло в гавани, на неподвижном корабле.

Британский HMT Rohna мог перевозить 3851 человека. Поэтому ничего удивительного, что он стал военным транспортом:

Но вот что удивительно - подробности гибели на нём 1157 человек, из них 1015 американцев, 50 лет сохранялась в тайне и все из почти 900 выживших полвека продолжали выполнять приказ о неразглашении этой трагедии. В комментариях мне пеняют, что кое-что всплыло ещё тогда, но это именно кое-что, и в дальнейшем даже об этом старались не вспоминать.

Теперь это уже не тайна, а начиналось всё с таких фото:

-2

"Настало время рассказать правду. Это не то, что мы забыли. Это то, чего мы не знали".

Вот что рассказывал майор Джо Конфер о последнем рейсе этого судна, утром 25 ноября 1943 года отправившегося из алжирского Орана в Индию, в сопровождении небольшого морского и воздушного конвоя:

Этот корабль не был пикником для наших войск. Он был переполнен; крысы были повсюду — даже долгоносики были в хлебе в День Благодарения!

Тем не менее, всё будет ещё хуже. На следующий день было замечено тридцать немецких самолетов. Конвой союзников использовал маневры уклонения и держался хорошо. Но у немцев было что-то новенькое в рукаве.

...Мы наблюдали приближающийся немецкий бомбардировщик и вот мы видим за бомбардировщиком нечто похожее на небольшой истребитель. И вдруг эта штука, которую мы приняли за истребитель, начинает падать. . . и мы наблюдали за этой штукой до тех пор, пока она не ударилась о борт корабля».

В конце концов, это был не истребитель. Это было что-то новое: дистанционно управляемая ракета. "Рона" сильно пострадала. Она бы не выжила.

"Мы прыгнули в воду, и сила течения снова тащила нас обратно к кораблю», — вспоминал выживший Джон Ванги. Он с трудом плыл против течения и наконец нашел спасательную шлюпку. Эта лодка перевернулась, когда слишком много людей попытались забраться в нее. Ванги остался в воде, цепляясь за перевернутую лодку".

Он оказался одним из счастливчиков. Некоторые спасательные шлюпки так и не были спущены на воду. Цепи, удерживающие их на "Роне" , проржавели, и лодки не спускались. И, конечно же, были те, кто погиб при первом взрыве. Другие пережили первое попадание, но потом им было трудно вырваться из течения; их продолжало засасывать обратно в корабль.

"Я думаю, что единственное, что осталось в моей памяти, — это оглянуться назад и увидеть огромную дыру в корабле, огонь и людей, которые все еще бегут, чтобы выбраться", — сказал выживший Джон Файвет. " Я действительно думал, что моя песенка спета, и меня беспокоило то, что мать сделает, когда получит телеграмму".

Немецкие самолеты вернулись и начали обстреливать выживших в воде. Таким образом, спасательные корабли работали в темное время суток, чтобы не приманивать в этот район больше немецких самолетов. Но темнота, несомненно, добавляла отчаяния и хаоса.

«Несколько сотен человек подплыли к « Пионеру » и столпились вокруг корабля, пытаясь попасть на борт», — сообщил Конфер. «Высокие волны заставляли « Пионер » крениться вперед и назад, и когда кормовая часть корабля появлялась из воды, десятки выживших, сгрудившихся вокруг этого конца корабля, оказывались под винтами. Затем винты падали на них сверху, мгновенно убивая».

-3

Что же погубило "Рону"? Это была радиоуправляемая планирующая авиабомба, одна из многих модификаций Henschel Hs 293

-4

В момент её отделения от самолёта-носителя срабатывал ракетный ускоритель, который виден под корпусом, а потом с помощью джойстика её наведением управлял по радио оператор с борта самолёта:

-5

Носителями могли быть различные типы бомбардировщиков, в случае с "Роной" это были Хейнкели He 177A:

-6

Хорошего снимка пуска с него Hs 293 нет, вот рисунок:

-7

Подсчитано, что из 259 запущенных таких бомб в цель попали 171, что довольно неплохо, учитывая, зенитный огонь кораблей, который открывался по этим бомбам сразу после того, как в небе вспыхивал факел ракетного ускорителя.

Кроме того, имелось уязвимое место германских снарядов, которым оказалась система управления «Страсбург-Кельн». Оно было обнаружено довольно быстро — британский передатчик Тип 650 довольно успешно подавлял прием сигналов на промежуточной частоте (3 мегагерца). Происходило это, главным образом, по той причине, что он автоматически глушил прием, независимо от того, какая радиочастота выбиралась для каждой бомбы.

Американцы создали свои средства защиты, которыми оснастили ряд кораблей - первенцев РЭБ.

Однако немцы предвидели такую возможность и была создана модификация бомбы, управляемая по проводам, длина кабеля составляла 30 км. Вот её образец в австралийском музее:

-8

Кстати, такие бомбы позже применялись и по сухопутным целям, в частности, мостам, но безуспешно. Всё-таки электроника была довольно примитивна. На море же результаты выглядели так (по немецким данным):

  • Линейные корабли: 1 потоплен, 4 повреждены
  • Крейсеры: 2 потоплено, 6 повреждены
  • Эсминцы: 9 потоплено, 12 повреждены
  • Торговые суда: 10 потоплено, 29 повреждены.

Однако развития эта техника не получила, попросту уже не хватало ни технических средств, ни интеллектуального задела. Последний успех радиоуправляемых планирующих бомб был зафиксирован в июне 1944 года.

............................................................................................................................................................

Полный каталог статей журнала здесь