Опять получается такой пространный грибной лонгрид. Даже не совсем грибной, грибоискательский. А может вообще без корня "гриб" - просто прогулки по лесам. Да и не лонгрид: читать особо будет нечего. Скорее - мегазыринг.
Началось с того, что у нас украли пятницу! Это конечно замечательно - получить дополнительный выходной, спасибо им за это, но из-за праздников работа в четверг закончилась позже обычной пятничной, и в итоге регулярного праздного шатания по лесам в конце рабочей недели получилось всего минут на сорок: темнеет уже к шести.
Выходные у меня гораздо более загружены, чем вечер пятницы, когда я могу на несколько часов представить себя свободным. Так что после тех четверговых сорока минут я с нетерпением ждал ещё два с половиной дня, чтобы снова добраться до леса.
На горе за рекой грибов практически не обнаруживалось: один мышонок и штук семь гигрофоров. Все замёрзшие вхлам. Они, конечно, оттаивают без особого вреда для себя, вопрос лишь в том: захотят ли в такую погоду рождаться новые? И найду ли я их, если таки выпадет снег?
Быстренько осознав всю бесперспективность гриболовства, решил просто прогуляться, пока окончательно не стемнело. Пересечь бор - задача минут десяти, он там неширокий совсем. Чем ближе походишь к обрыву, тем наклон в сторону реки всё больше, земля всё беднее. Остаётся практически один песок, и лес, растущий на нём, начинает напоминать алтайские ленточные боры. Может зря я не ходил тут летом? Может прячутся тут в опаде под корнями сосен и берёз драгоценные белые?
Как раз в четверг, 3 ноября, открывали у нас в городе мемориал Воину-освободителю, копию того, что установлен в Трептов-парке в Берлине. Сам памятник авторства Вучетича точно такой же, но курган под ним повыше. Вот как раз и мемориал на снимке, виден между берёзками на другом берегу реки.
Из грибов в бору - только разнообразные трутовики, которые впрочем не лишены своеобразной красоты. Я и летом ничего особо тут не находил, откуда сейчас чему-то взяться?
Обратно возвращался снова через молодые сосёнки. Хотя темнело, попёрся через них. Наверно зря. Это напоминало преодоление, поиски выхода, а не прогулку и, тем более, не грибалку. Я казался себе Арагорном, говорящим своим вымышленным друзьям: "Мы будем идти, и не сдадимся, пока весь свет в мире не угаснет".
А на завтра, в праздничный день 4 ноября, на Кемерово опустился туман. Да такой, что метрах в двадцати было уже ничего не видать. Вечером даже горящие фонари на улице терялись из виду: четвёртый ещё виднелся, а пятый совершенно прятался в тумане. День, честно признаюсь, забыл запечатлеть. Спасибо Mary, поделилась туманной фоточкой. А вечерняя - моя.
В субботу на даче убедился, что мышата (землистые рядовки) хоть где-то да выросли. Обнаружились они во вполне собираемом количестве. Вспомнилось, как я неделю назад ходил на них с веником.
Теперь снег подрастаял, но грибы под опадом стояли замёрзшие и забавно хрупали, когда на них наступаешь. Я не специально, их же не видать, настолько засыпаны иглами. Но собирать их мне не хотелось. Лучше дождаться-таки воскресенья и проверить фламмулину.
Сказано - сделано. В полдень третьего выходного дня я мчу в Топкинский район, в заветные старинные сосновые посадки проверять оранжевое моё позднее счастье, растущее там на кленовом подлеске.
Погулял вначале. С этого леса начинался мой сезон. С этого кедра, каким-то образом выросшего среди сосен. С этой серой, отсыпанной гравием дороги до каких-то дач, с этого шума поездов, проходящих за лесом, с этих замысловатых зарослей из ещё живых и уже не очень клёнов.
С другой стороны дороги только начинают виднеться поверх травы молоденькие, недавно посаженные сосёнки. За ними рядок разлапистых, но довольно мощных клёнов. Дальше за ними встают сосны, вклиниваются берёзы.
Наконец дорога, петляя, снова уходит в лес. На границе вбок убегает грунтовка. Сейчас по ней не проехать. А летом особо не хотелось. Так и не узнаю поди, что там находится.
В лесу - просеки, то ли от пожара, то ли остались с той поры, когда эти сосны высаживали. Где они пошире, там клёны царят совершенно. Меж сосен они всё же в стеснённом состоянии. По просекам кто-то ездит вглубь. Может даже рубят там понемногу, я далеко не ходил.
А фламмулина (зимний опёнок) встретилась сразу, как вылез из машины. Но вид её был не такой уж и цветущий. Хоть в лесу и не сухо: толстый слой иголок на земле накопил много влаги, но рост грибочков остановился, они потихоньку дожидаются лучших времён, когда снег начнёт выпадать и таять. Вот тогда для фламки будет самый сезон!
Но и теперь фламмулины на клёнах много. Растёт она правда далеко не везде. Идёшь по лесу и видишь её издали то тут, то там. По дождю, когда предыдущий её слой был в самом соку, она ярко блестела и бросалась в глаза настолько, что я даже не помню, где и по чему ходил.
Сегодня обращал внимание и на почву. Грибов на ней не было. Пытался разрывать какие-то холмики в опаде - всё тщетно. Запомнилось, как хрустит под ногами смёрзшаяся подушка из сосновых игл, накопившихся с годами, сперва хрустнет, а потом начинает привычно пружинить. Заметил следы копыт, пробиравшегося по лесу зверя. Хотя может это была корова. А вот тут - заяц кормился. Такую кучу шариков наделал, сразу видно - к зиме готов, отъелся!
Треть небольшого пакетика наковырял. Дома засунул в морозильник, некогда было перебирать. Если они в природе замерзают и оттаивают без проблем, то наверно и в холодильнике так же? Переберу потом неторопясь в свободное время, много с ними возни всё же, клейкие очень.
На обратной дороге остановился у кедровых посадок. Давно хотел, да всё как-то не получалось. Растут кедры потихоньку. Ростом примерно метров по десять уже. Почва для них непривычная: слишком богатая. Чернозём здесь.
Удачи им! А то слыхал, что в Яшкинском районе некоторые, более старые кедровые посадки вырубать начали - болеют сильно.
Вечером воскресенья похолодало до минусов. Часов в семь прогулялся до нового памятника по присыпанной снежной крупой аллее. Мощно получилось! Воздвигли монумент именно у нас потому, что Николай Масалов, чей подвиг запечатлел Вучетич в своей скульптуре, родом из наших мест. Всю послевоенную жизнь он прожил в Тяжине, а родился и вырос там же, неподалёку - в районе. Наш это герой, и памятник теперь наш.
На следующей неделе обещают около ноля, но снег вроде всё ещё не ляжет. Посмотрим, может и прогуляюсь ещё.
#грибы #природа #сибирь #кемерово #осень 2022