Дорогие друзья! В двух предыдущих статьях о голосе Трубадура Муслима Магомаева (часть 1, часть 2) мы говорили об особенностях его звучания. О нюансах его уникального тембра, о серенадах, о том, как он жил, что его питало с детства и юности. И о многих других вещах, связанных с формированием такого запоминающегося и актуального голоса, который любят многие поколения слушателей.
В моей практике часто возникают случаи, когда людям хочется научиться петь их любимые песни. Магомаев далеко не единственный исполнитель, чьи песни хочется научиться петь. У людей часто возникает желание научиться петь как их любимый исполнитель. Но я как эксперт могу Вам сказать, что сделать Ваш голос точно таким же, как голос Вашего любимого исполнителя, не сможет ни один специалист по развитию голоса. Это просто невозможно, потому что у каждого голос индивидуален. В процессе своей работы я как эксперт по развитию голоса помогаю людям раскрыть наиболее сильные стороны их собственного голоса.
Сейчас на волне популярности находится проект «Точь-в-точь», а также серия других похожих программ, где замаскированные артисты поют популярные песни, копируя голоса их исполнителей. И по тем фрагментам собственной манеры пения, которая местами становится очень заметной и слышимой, мы пробуем угадать, кто же скрывается за этой маской.
Очень часто мы, слыша в исполнении молодых исполнителей те песни, которые привыкли слышать в оригинале, начинаем испытывать негативные эмоции.
Здесь интересен один феномен. Певец пытается подражать другому певцу, копируя его песню и манеру исполнения. И порой в ущерб своему удобству, поскольку приходится адаптировать чужую песню под свой голос. А чужая песня учитывает особенности тембра, выигрышные части диапазона (тесситуры) и широту дыхания конкретно взятого певца. И вот в таких «неудобных» для исполнителя моментах как раз и проступают авторские характерные приемы, которые приходится прятать от слушателя. И именно по ним проще угадать замаскированного исполнителя.
Такая вокальная «дуэль» - это своего рода вокальный «аттракцион» из «высшей лиги», где профессионалы своего дела соревнуются друг с другом в ловкости и умениях превзойти мастерство друг друга.
Другое дело, когда перепеть чужую песню пытается человек без профессиональной певческой подготовки. Педагоги и коучи из популярных программ могут помочь людям скопировать стиль понравившегося певца. Но они не всегда будут учитывать индивидуальные особенности неокрепшего и, порой, просто несозданного голоса в рамках поставленной задачи выучить песню. Этого и не нужно делать в заданном формате, где тренируется характерная подача звука, отрабатываются вокальные обороты и связки между ними, заучивается одна определенная манера исполнения.
Однако со временем может случиться так, что изученный способ категорически не подойдет для исполнения другого понравившегося шлягера. А натренированные вокальные приемы и впетые обороты будут мешать человеку петь и даже могут навредить голосу. Не своя (а, следовательно, неорганичная) заученная манера пения при длительных экспериментах может окончиться частичной или даже полной потерей голоса с последующим лечением. И результат лечения, увы, не всегда полностью обратим, и голос может восстановиться лишь частично.
Ярким и удачным примером именно такого случая является голос популярного актера и режиссера Василия Ливанова. На съемках фильма «Неотправленное письмо» (1959), проходивших в тайге при морозах минус 40 градусов по Цельсию, он потерял голос на «живой» озвучке своего героя. Две недели полного молчания не вернули актеру его прекрасный баритон: существенно изменился тембр, в голосе появилась характерная хрипотца. И именно этим измененным голосом говорит его знаменитый Шерлок Холмс, которого английская королева признала лучшим в мире.
Но не все истории заканчиваются так благополучно. Как эксперт по развитию голоса я могу сказать, что когда люди пытаются повторить чей-то голос, это огромная нагрузка на свой собственный аппарат. Для человека, который в принципе не знаком с вокальной культурой и свой голос не знает, бессмысленно пытаться повторить кого-то. Это очень рискованно. Даже под наблюдением специалиста. Аппарат настраивается на определенную манеру, которая не всегда соответствует природным данным. И это может привести в будущем к деформациям голоса и печальным последствиям вплоть до обращения к докторам и очень длительному восстановлению.
Поэтому, дорогие друзья, обращайте внимание на свое собственное звучание, на его особенности, стремитесь выявить потребности своего голоса и пользоваться ими себе на благо. Чтобы Ваш голос звучал естественно и уникально. И чтобы Вы и окружающие Вас люди могли наслаждаться его звучанием многие годы.