Найти в Дзене
Полки Безумия

Нью-Йорк, табачный дым, нуар, одиночество, безысходность

Оглавление

Пришла пора пилить ревью.

Итак, после Игоря Лесева я понял, что слишком далеко зашел в своих поисках русскоязычной крипоты и надо было отвлечься, читануть что-нибудь серьезное, меланхоличное и располагающее к размышлениям.

Идеальным выбором стала постмодернистская "Нью-Йоркская трилогия" Пола Остера. Размеренное, вялотекущее действие во всех трех романах задает тон к вдумчивому чтению, ожидал духа огромного мегаполиса, ощущение человеческих толп и суеты, но получил замкнутость на своем одиночестве и прямо-таки кафкианскую безысходность. Все это превращает огромного урбанистического нью-йоркского монстра в настоящий город-призрак без какой-либо надежды на сострадание к жалкой человеко-единице со своими мечтами, чувствами, мыслями.

Все три романа написаны в стиле нуарного детектива и объединены идеей "растворения одной личности в другой" на примере взаимодействия "частный сыщик - цель". При этом очевидны аллюзии на растворении автора при написании своих произведений в своем альтер-эго. Получается синергия двух самых распространенных конфликтов в современной литературе - модернистской и постмодернистской, а именно MAN VS SELF и MAN VS AUTHOR. Благодаря некой детективной завязке читать все равно интересно, нет скатывания в чистую и нудную философию. Ну и символизм, символизм everywhere, каждый предмет, деталь сюжета или событие имеет некое двойственное завуалированное значение, ну, без этого в жанре никуда.

Теперь немного о самих романах.

"Стеклянный Город"

Лучший роман из трех. Побитый жизнью автор детективных романов мечтает перевоплотиться в героя своих же историй. И ему выпадает шанс сформировать себе новую личность с нуля, когда ему по ошибке звонят несколько раз, прося к телефону Пола Остера (НАСТОЯЩЕГО автора, на минуточку). Так начинается история слежки за неким душевнобольным ученым-философом, который до дурки испытывал на своих детях методы радикального развития и воспитания, а именно, если полностью изолировать ребенка от социума и любых форм обучения научится ли он сам по себе говорить? (на языке Бога, как полагал ученый).

Очень нетипичная и оригинальная история с таким же нетипично абсурдным концом. Алсо, некий тип с фамилией КАРАСИК адаптировал роман под визуальную новеллу в 2004 году.

"Призраки"

-2

Постмодерн как есть - частный детектив Блю работает по заказу на мистера Уайта и следит каждый день 24/7 за мистером Блэком, который живет на Оранж стрит. Ежедневная рутина и ежедневные обязательные рапорты Уайту о том, что делает мистер Блэк становятся смыслом жизни Блю и одновременно бесконечной петлей фрустрации от осознания, что он занимается какой-то бессмысленной ерундой, так как мистер Блэк делает ровным счетом ни черта на протяжении месяцев.

Опять же, хоть действие и происходит в Нью-Йорке, весь мир главного героя сжат до размеров его квартиры и взаимодействия лишь с двумя людьми, при том не прямого. Выходит, что главный герой в таких условиях буквально перемалывает свою личность в жерновах абсурдной психологической безысходности.

"Запертая Комната"

-3

Главный герой - посредственный автор статей, узнает о бесследном исчезновении своего друга детства - человека, превосходившего его во всем, и ему в руки попадет его литературное наследие, которое также вызывает ажиотаж после публикаций. Главный герой завязывает отношения с бывшей женой друга и со временем полностью заменяет пропавшего товарища, облачаясь в его окружение и живя на выручку от его произведений. Почувствовав себя на месте своего друга и обретя уверенность в себе, главный герой пытается написать биографию о нем, но вместо этого обрекает себя на бесконечные страдания от осознания своей литературной никчемности, что рвет главному герою и шаблон, и башню.

В заключение скажу, что все произведения - достойные представители постмодерна, при этом читаются достаточно легко, в отличие от других "зубодробительных" экземпляров. Кроме того, философия произведений заключена в детективную оболочку, что позволяет не терять интерес к самой истории, даже если ты нутром понимаешь, что все это некая литературная аллегория, а не трустори.

Ставьте лукас, если понравилось и подписывайтесь, чтобы заценить больше крутых книг от известных и не очень авторов в жанре sci-fi/horror.