Портрет
Набрел в Госкаталоге музейного фонда вот на такой портрет. Автор неизвестен, изображенный неизвестен, хромолитография, изготовлена в 1860-80 гг., хранится в Государственном музее-заповеднике «Петергоф».
Возможно, кто-то из читателей сразу узнал персонажа в лицо. А вот я – нет, хотя потом, уже доискавшись, кто это, думал - странно, что я его не узнал.
Несмотря на то, что в лицо изображенного я не опознал, тот факт, что персонаж числится неизвестным, показался мне удивительным. В самом деле – у портретируемого видны орден Св. Андрея Первозванного, орден Св. Георгия 1 степени (!), орден Св. Владимира 1 степени, орден Св. Анны на шее (по-видимому, еще официально голштинский, не разделенный на степени), наградной портрет монарха на андреевской ленте - как человек с подобным набором наград может оставаться неопознанным? И я решил идентифицировать его.
Версия Википедии
Но прежде, чем запустить, так сказать, маховик атрибуции, проверяю посредством Гугла и Яндекса – ведь, наверно, портрет давным-давно атрибутирован, просто это не нашло отражения в музейных описях. Ага, атрибутирован. Без малейших сомнений Яндекс мне сообщает, что на портрете изображен Дмитрий Дмитриевич Сонцов.
Кто?! – мысленно восклицаю я. Неужели мне неизвестна какая-то крупная историческая фигура второй половины XVIII в. (а изображенный на портрете, несомненно, относится именно к этому периоду), награжденная высшими орденами Российской империи? Лезу в Википедию, чтобы узнать, кто же такой Дмитрий Дмитриевич Сонцов. Посвященная ему страница проиллюстрирована именно этим портретом.
Читаем текст (ниже привожу лишь его выдержки):
«Дмитрий Дмитриевич Сонцов — русский коннозаводчик и писатель. Владелец крупного конного завода. Автор ряда популяризаторских книг по истории коневодства в России и садоводству…. Учился в Московском университете вместе с Сергеем Алексеевичем Прокофьевым — отцом композитора Сергея Прокофьева…. В 1870 году, переехав в своё родовое имение в селе Никольском Тимского уезда Курской губернии, он более 35 лет проводил в своём саду опыты на морозостойкость и выносливость с самыми разнообразными сортами яблонь... В 1870—1880 годах был старшим членом Императорского Московского общества любителей конского бега».
Какого черта? Ку-ку, ребята, вы правда полагаете, что человек, наиболее активная часть биографии которого пришлась на последнюю треть XIX в., одевался в манере XVIII в. и пудрил волосы? А высшую степень ордена, предназначенного для награждения за военные заслуги и боевые отличия, Д.Д. Сонцов получил, по-видимому, за успехи в опытах по морозостойкости яблонь?
В общем, ясно, что авторы статьи о Сонцове бредят, на портрете изображен не он, а кто это, можно попробовать установить.
Пытаемся атрибутировать
Проще всего это будет сделать, конечно, посредством просмотра перечня кавалеров 1-ой степени ордена Св. Георгия – с момента его учреждения в 1769 г. и до конца XVIII в. Открываем этот перечень в Википедии (где же еще?) и идем в хронологическом порядке. И сразу помечаем варианты, которые можно исключить.
- Императрица Екатерина II – разумеется, исключаем
- Граф, генерал-аншеф П.А. Румянцев-Задунайский – помимо изображенных на портрете, имел прусский орден Черного орла. Кроме того, если верить Википедии, не имел наградного портрета императрицы
- Граф, генерал-аншеф А.Г. Орлов-Чесменский – по данным Википедии, не имел орденов Св. Владимира 1-ой степени, Св. Анны, а также наградного портрета императрицы (однако в скобках отметим, что на «заглавном» портрете в посвященной ему статье орден Св. Анны и наградной портрет ясно видны)
- Граф, генерал-аншеф П.И. Панин – не имел ордена Св. Владимира и наградного портрета
- Князь, генерал-аншеф В.М. Долгоруков-Крымский - не имел ордена Св. Владимира, а портрет императрицы имел на пожалованной табакерке (то есть на мундире он, естественно, не носился)
- Светлейший князь, генерал-фельдмаршал Г.А. Потёмкин-Таврический – здесь, похоже, все сходится, за исключением того, что, помимо изображенных на нашем исходном портрете, Потемкин имел целый ряд иностранных орденов
- Генералиссимус князь Италийский граф А.В. Суворов-Рымникский – имел все присутствующие на портрете ордена, плюс множество иностранных. Портрет императрицы Екатерины имел лишь на пожалованной табакерке, но для ношения на груди имел аж два портрета – российского императора Павла I и императора Священной Римской империи германской нации Франца II. Суворова явно можно исключить, поскольку с ним изображенный на портрете физиономически совсем не сходен.
- Адмирал В.Я. Чичагов - не имел ордена Св. Владимира и наградного портрета, кроме того, будучи моряком, носил бело-зеленый морской мундир
- Князь, генерал-аншеф Н.В. Репнин – согласно Википедии, не имел наградного портрета, но имел ряд иностранных орденов.
Итак, если опираться на данные Википедии, в наибольшей степени, если не принимать во внимание иностранные ордена (которые, по какой-то причине могли и не быть надеты для позирования) в персонажи портрета как будто подходит светлейший князь генерал-фельдмаршал Г.А. Потёмкин-Таврический.
Потемкин? Все, расходимся? Нет, что-то не так. И внешне, вроде, не очень похож… И еще одна мысль не отпускает… о коннозаводстве! Может быть, неспроста в качестве ложного персонажа портрета всплыл коннозаводчик Сонцов? Не располагаю информацией, имел ли когда-нибудь Г.А. Потемкин отношение к разведению лошадей. Но другой «екатерининский орел» точно имел. Речь, конечно, об Алексее Григорьевиче Орлове-Чесменском. Не зря же он остался в истории не только как победитель в Чесменском сражении, но и благодаря орловскому рысаку. Опираясь на данные Википедии, мы Орлова исключили из кандидатов в персонажи рассматриваемого портрета, но, может быть, приглядеться еще раз?
Атрибутируем
Ищем портреты А.Г. Орлова-Чесменского и находим это
Думаю, совпадение внешности сомнений не вызывает. И на портрете присутствуют все изображенные и на хромолитографии награды, включая орден Св. Владимира 1 степени и наградной портрет императрицы. Привет, Википедия!
Хранящаяся в Петергофском музее-заповеднике хромолитография, по-видимому, изначально находилась в составе (например, внутри папки-приложения с иллюстрациями) какого-то издания, посвященного коннозаводству. Затем по какой-то причине портреты упоминаемых в книге коннозаводчиков перепутались, и невнимательные и/или некомпетентные музейщики авторы статей в Википедии стали считать коннозаводчика Орлова-Чесменского коннозаводчиком Сонцовым.
Все использованные в материале изображения взяты из открытых источников и по первому требованию правообладателей могут быть удалены.