Найти тему

Типы литературных героев, с точки зрения литредактора. Мужчины

Оглавление

Притомившись от серьёзных статей и обсуждений, я решила развлечься и составить классификацию типов литературных героев. Вообще-то, многие составляли подобные классификации, пытаясь загнать персонажи в рамки обозначенных типов. Удавалось это плохо, герои лезть в рамки не хотели, так как у хороших героев, как и у живых людей, сложный характер. А плохих героев классификаторы брать в качестве примера стеснялись.

Но никто же не мешает мне тоже попробовать? Только не относитесь к классификации слишком серьёзно, это очень субъективное видение с изрядной долей стёба. Но вы можете тоже присоединиться к развлечению и добавить в комментариях свои типажи. Начну я, пожалуй, с героев мужского пола. Потому что, поразмышляв, поняла, что общие внегендерные типы подобрать вообще невозможно — слишком разные задачи авторы ставят перед мужчинами и женщинами в своих книгах.

Герои-мужчины. Чаще всего эта часть человечества в литературных произведениях отражает представление автора о типе мужчины, более всего подходящем для описываемого времени, места и ситуации. Несмотря на разнообразие этих параметров, всё же можно выделить наиболее часто встречающиеся типажи.

«Настоящий мужик» («Ах, какой мужчина!» — оценка читательниц)

Это суровый и принципиальный рыцарь без страха и упрёка. Он жесток с врагами и мягок со слабыми существами, опекает детей, зверюшек, бесприютных призраков, обиженных людьми киборгов и женщин. Профессионал своего дела, но умеет всё, способен разжечь костёр без спичек и выжить на планете, заселённой злобными монстрами.

Чувство долга и верность делу у него на первом месте. Женщины видят в нём надёжную опору и защиту, а вот он женщин в упор не видит. Хотя самым настойчивым дамам удаётся отвлечь его от спасения мира, но ненадолго, потому что дело важнее любви. Примеры этого типа: капитан Петухов из «Космоолухов» О. Громыко, Людвиг ван Нормайенн из «Стража» А. Пехова, с некоторыми оговорками Евгений Базаров из романа И. С. Тургенева «Отцы и дети».

Арт от ManekiNeko.
Арт от ManekiNeko.

«Авантюрист» («Очаровательный мерзавец» - оценка читательниц)

К этому типу принадлежат многочисленные разновидности воров, охотников за сокровищами и искателей приключений. Это прекрасные манипуляторы, поэтому друзья и женщины прощают им всё. Имеют лёгкий характер и не обременены моральными принципами. Однако не злодеи, так как зла никому не желают, а если и приносят, то оно само так получается. Желают они денег и весёлой жизни, но могут иногда спасти мир, если это не мешает им развлекаться или их к этому вынуждают обстоятельства.

Любовь героев этого типа отвлекает от поисков развлечений и денег, поэтому они к ней не стремятся, но не обделяют вниманием мимо пробегающих женщин. Это тоже входит в программу развлечений. Лёгкость нрава, незлобивость и изящное нахальство привлекает слабый пол, который часто страдает по «очаровательным мерзавцам». Но изменить деньгам и приключениям авантюристы способны только на страницах женских романов. Но там же всё заканчивается свадьбой, а что дальше — неизвестно.

В качестве примера можно назвать Остапа Бендера из «Двенадцати стульев» И. Ильфа и Е. Петрова, Джима ди Гриза из «Стальной крысы» Гарри Гаррисона, Ходжу Насреддина из «Повести» Л. Соловьёва, ну, и Хлестакова из «Ревизора» Н. В. Гоголя, пожалуй.

Остап Бендер. Иллюстрации А. Андреевой
Остап Бендер. Иллюстрации А. Андреевой

Профессионал («Скучный умник»)

Этот герой увлечён своим делом и редко отвлекается на что-то другое. Он спокоен, упорен и малообщителен. Погруженный в свой мир, профессионал кажется окружающим замкнутым социофобом. Но он не боится людей и не испытывает к ним неприязни, просто люди ему нужны, только если они как-то связаны с его целями.

Герои этого типа обычно отличаются умом, поэтому чаще занимаются профессиональной или научной деятельностью. Из них получаются хорошие детективы (Шерлок Холмс и Гарри Дрезден из «Архивов Дрездена» Д. Батчера) или учёные (профессор Вагнер из рассказов А. Беляева, Виктор Франкенштейн из романа Мэри Шелли и др.). Эти герои вполне могли бы стать злодеями, если бы их интересовали злодеяния. И да, какая любовь? О чём вы? Любовь так обременительна и отвлекает от дела.

Удачливый неудачник («Какой милый мальчик»)

К этому типу относятся многие герои-попаданцы из мужского фэнтези. Как правило, «удачливый неудачник» живёт тихой и неинтересной жизнью и начинает своё путешествие по страницам книги с того, что с ним приключается неприятность, и, возможно, даже не одна. А, вообще, он по жизни ни на что не способен. На работе изнывает от скуки за символическую зарплату, девушка бросила, друзья… Ну, какие в наше время друзья?

Но потом его сбивает машина, он проваливается в люк, его похищают инопланетяне, воруют пираты. Да всё что угодно. И у героя начинается новая жизнь. Он становится сильным магом, страшным призраком, капитаном звездолёта и проявляет непонятно откуда взявшиеся способности ко всему. Вот в офисе не проявились, а в другом мире – пожалуйста. И в любви у него тоже всё изумительно складывается. Потому что способности же… За ним ходят толпами местные красавицы, зазывают на чашку чая богини и принцессы. Ну и герой ни в чём себе и им не отказывает. Но как только появляется «та самая», он сразу становится исключительно верным. Потому что любовь же…

Такой типаж больше всего подходит под категорию «Марти Сью». Однако не всегда. В лучших вариантах «неудачник» сохраняет внутреннюю скромность, даже застенчивость, отказывается от пышных даров и трона и предпочитает скромный рай в шалаше. И от скуки время от времени спасает мир. Кстати, к этому типу относятся не только попаданцы. Например, Скив из сериала Роберта Асприна «Ещё один великолепный миф» и др. И не обязательно это герои фэнтези. Здесь прекрасно подходит Дэвид из романа Р. Л. Стивенсона «Похищенный». И я бы ещё к этому типу отнесла Петрушу Гринева из «Капитанской дочки» А. С. Пушкина.

Иллюстрация к книжной мифо-вселенной Роберта Асприна.«Во все дырки затычка» («суетливый чудак»)
Иллюстрация к книжной мифо-вселенной Роберта Асприна.«Во все дырки затычка» («суетливый чудак»)

«Во все дырки затычка» («суетливый чудак»)

Это тип героя-«приключателя». Его автор создал, чтобы отправить искать приключений на свою… голову. Другой цели у автора не было, у героя её тоже нет. Правда, иногда всё же где-то в начале книги невнятная цель мельтешит далеко впереди, но потом забывается. Это такой макгаффин, о котором я писала в одной из статей. Как правило, это тип разнопланового героя, нередко со сложным и противоречивым характером. Автор же не знает, какие черты характера и способности потребуются персонажу в очередном приключении.

Женщины для «суетливого чудака» — тоже часть приключения, поэтому он предпочитает особ неординарных, способных составить ему компанию. Но редко выбирает пару надолго, ведь его ждёт очередное приключение. Таким персонажам не чужды благородные порывы, но они тоже повод для приключения, например, спасения принцессы или дуэли с другом.

Примеры: лорд Скиминок (А. Белянин «Меч без имени»), Элам Харниш (Дж. Лондон «Время не ждёт»), д Артаньян из «Трёх мушкетёров», Дон Кихот Сервантеса и т. д.)

Герой-любовник или романтический герой

Подобные типы встречаются не только в женской литературе, правда, у писателей-мужчин они чаще встречались в прошлом, в эпоху Дюма, Диккенса, В. Гюго и Пушкина. Нынешние авторы таких героев стесняются. Для этого типа характерна возвышенность чувств. Разных. Для него на первом месте чувства, а не действия. Он любит переживать и страдать. Ну а от чего чаще всего душевно томятся мужчины? Конечно, от любви. Поэтому отношения с женщинами у героев-любовников — это обязательная часть их книжной реальности. Правда, страдания у романтических героев распространяются на всё, без них жизнь им не мила.

Колин Ферт в роли мистера Дарси из фильма по роману Дж. Остин "Гордость и предубеждение".
Колин Ферт в роли мистера Дарси из фильма по роману Дж. Остин "Гордость и предубеждение".

Примеры: мистер Дарси (Дж. Остин «Гордость и предубеждение), Мартин Иден (Джек Лондон), Андрей Болконский (Л. Толстой «Война и мир»). В современной литературе этот типаж представлен широко, но преимущественно в любовных романах и в поджанре романического фэнтези. Как ни пыталась вспомнить современного героя-любовника в мужской прозе, так и не вспомнила никого, разве что, Антон Городецкий из первых двух «Дозоров» С. Лукьяненко. И то частично.

Иногда автор иронизирует по поводу романтических чувств и возможности чистой и бескорыстной любви, и тогда получаются Евгений Онегин и Ретт Батлер (М. Митчелл «Унесённые ветром».) Интересно, что читательницы авторам не верят и всё равно надеются, что романтические чувства у этих героев проснутся.

Как-то я расписалась, поэтому о женских типажах расскажу в следующей статье. Мужские типы тоже не все, но, как мне кажется, наиболее часто встречающиеся.

Вы, наверное, обратите внимание, что в примерах много литературы фэнтези. Это тот современный жанр, который я знаю лучше всего. Не потому, что я его люблю (и это тоже), а потому, что работала я преимущественно с ним.

И ещё, если вы считаете, что тот или иной герой не подходит под указанный типаж, то не забывайте — восприятие литературы субъективно. Вы воспринимаете героя иначе, чем я. И это нормально. Не надо возмущаться и кидаться спорить, лучше приведите в комментариях пример героя, который, с вашей точки зрения, лучше подходит к этому типажу.