Найти в Дзене

Знай флот. Мины, история создания.

Первая в мире фугасная мина была испытана в 1807 г. на Неве. В 1822г. русский ученый Шильдер впервые в мире применил гальванический ток для взрыва подводных мин. Испытание мины Нобеля проводилось 12 октября, 1840 года на реке Охте.

"Русская адская машина" - мина И.Нобеля (французская гравюра 1856г.)
"Русская адская машина" - мина И.Нобеля (французская гравюра 1856г.)

В дальнейшем русские изобретатели Якоби, Сергеев, Боресков, Зацепин и другие сконструировали новые оригинальные мины, с успехом примененные в войне на море.

Михаил Матвеевич Боресков (1829-1896)
Михаил Матвеевич Боресков (1829-1896)

Гальваноударная якорная мина образца 1877 г.

Гальваноударный колпак представлял собой свинцовую оболочку, внутри колпака была размещена угольно-цинковая батарейка и стеклянный сосуд с электролитом, который разбивался при ударе о днище корабля. Электролит попадал в батарейку, в цепи возникал электрический ток, который и вызывал взрыв. Функцию предохранительного прибора выполнял кусок сахара – сахарный разъединитель.

Гальваноударная якорная мина образца 1877 г.
Гальваноударная якорная мина образца 1877 г.
Постановка мин в море
Постановка мин в море
Гибель семи германских эсминцев 10 флотилии на русских минах 29 октября 1916 года.
Гибель семи германских эсминцев 10 флотилии на русских минах 29 октября 1916 года.

Мина заграждения представляет собой заряд взрывчатого вещества, заключенного в водонепроницаемый металлический корпус. Внутри корпуса мины, кроме взрывчатого вещества, помещаются взрыватели и различные механизмы. Вес взрывчатого вещества у больших донных мин достигает 900кг, у якорных – 350 кг. Назначение мин, так же, как и торпед, - наносить поражение подводной части корабля.

Мины могут ставиться не только со специальных кораблей минных заградителей, но и почти со всех надводных кораблей, подводных лодок, катеров и самолетов.

Минный заградитель. Из книги "Знай флот", издательство ДОСААФ, Москва, 1952г.
Минный заградитель. Из книги "Знай флот", издательство ДОСААФ, Москва, 1952г.

По способу взрыва мины подразделяются на контактные (гальвано-ударные, ударно – механические, антенные) и неконтактные (магнитные, акустические и магнитно – акустические).

Антенная мина с верхней и нижней антеннами: 1 - буек; 2 - верхняя антенна (медный трос); 3 - нижняя антенна (нижняя часть минрепа с проводником к взрывателю), 4 - изоляторы. Из книги "Знай флот", издательство ДОСААФ, Москва, 1952г.
Антенная мина с верхней и нижней антеннами: 1 - буек; 2 - верхняя антенна (медный трос); 3 - нижняя антенна (нижняя часть минрепа с проводником к взрывателю), 4 - изоляторы. Из книги "Знай флот", издательство ДОСААФ, Москва, 1952г.

Якорные мины (гальвано-ударные, ударно – механические, антенные) взрываются от удара о корпс корабля или касания антенны, прикрепленной к мине. Антенные мины применяются главным образом против подводных лодок.

Магнитные, акустические и магнитно – акустические мины взрываются под корпусом корабля без соприкосновения. Для вызова взрва этих мин сконструированы взрыватели с чувствительными механизмами, которые начинают действовать от влияния звуковых волн, создаваемых движением корабля, работой его винтов и механизмов (в акустической мине), или от влияния магнитного поля, создаваемого вокруг корабля судовым железом (в магнитной мине).

Кроме перечисленных мин, имеются плавающие. Плавающие мины вместо якорей снабжены приборами плавания, удерживающими их на заданной глубине.

При подготовке публикации использованы материалы:

1. Сборник статей под редакцией Тэтянко В.А. "Из истории создания морского подводного оружия". СПб. "Наука", 2003г.

2. Рудольф Гусев "Основания минерского ремесла". СПб, ООО "ИПК БИОНТ", 2006г.