Несколько дней назад, создавая подборку самых лютых ужастиков по версии любимой женщины, я уверял, что своё отбоялся ещё в детсадовском возрасте и теперь страшилки не вызывают во мне ровным счётом никаких эмоций. Кажется, вынужден взять эти слова обратно (хотя бы «частично» – уж больно модное нынче слово). Новый мистический сериал от «Netflix» «Кабинет редкостей Гильермо дель Торо» если и не напугал, то уж точно вызвал пренеприятные чувства. Происходящее на экране то побуждало тошнотворные позывы, то бросало в дрожь. Временами хотелось зажмуриться, вырубить эту гадость, но разбирало любопытство: что же там ещё натворил гражданин дель Торо? Ну что, дерзнём вместе повернуть ключик в кабинет редкостей (или мерзостей)?
Предупреждаю дважды. Дальше могут быть спойлеры – это раз... Детей к сериалу не подпускать на пушечный выстрел – это два... Все акценты вроде бы расставлены, пора толкнуть дверь. Которая с жутким скрипом открывается...
Мексиканец Гильермо, памятный нашему зрителю по «Лабиринту фавна», «Багровому пику», двум частям «Хеллбоя» и весьма спорной «Формуле воды», остался верен себе. Хотя у каждой части «Кабинета» оказался свой режиссёр, личность главного Мастера угадывается за каждым кадром. Дель Торо если уж и не снимал самостоятельно все эти истории ужасов, то уж точно стоял за плечом (за левым, разумеется, и не смотри, что с виду пухл и добродушен) и нашёптывал всякое. Чудовища и кошмарные видения, выползшие на экран из недр гильермового разума, вновь поражают воображение. Одни из них настолько отталкивают, что в какой-то момент начинают производить прямо противоположный эффект: зритель попадает, точно паук в паутину – как ни трепыхайся, ни выбраться, ни забыть не получится.
Сценарии для каждой серии Гильермо дель Торо отбирал лично. Получилась своеобразная антология ужасов, сборник разрозненных историй, связанных, по сути, лишь рассказчиком-режиссёром, шикарной (в части визуальных эффектов «Netflix», разумеется, не подкачал) заставкой и атмосферой сущего кошмара.
Подобный подход далеко не нов, нечто похожее мы видели и в «Чёрном зеркале», и в «Электрических снах Филиппа Дика», и в отличном мультсериале «Любовь, смерть и роботы»... Однако новый сериал (несмотря на наличие научно-фантастических сюжетов) резко взял крен в сторону мистики и колдовства. Причём колдовства чёрного и беспросветного, будто на душе создателей не кошки скреблись, а чудовищных размеров крысы рыли глубокие тоннели.
Уж для вас-то, дорогие книгочеи, имена Генри Каттнера, Майкла Ши и Говарда Лафкрафта отнюдь не пустой звук. Если и не зачитывались взахлёб легендами из мира Ктулху, то хотя бы краем уха слышали о его существовании. Как оказалось, и Гильермо дель Торо – страстный читатель и коллекционер ужасов. Сюжеты некоторых серий удивительно знакомы... Ну конечно! Тут вам встретятся и мрачные улицы Аркхема; и прожорливые каттнеровские крысы, утаскивающие свежих покойничков со всем золотишком; и даже инопланетные паразиты, чувствующие себя полновластными хозяевами человеческих тел...
Подборка страхов оскароносного режиссёра оказалась, право слово, недурной. И, коли в основе лежит классика жанра, абсолютно беспроигрышной. Рейтинг сериала среди зрителей невероятно высок (на «Гнилых помидорах» («Rotten Tomatoes»), к примеру, он составлял 92%), да и профессиональные критики довольно положительно оценили «Кабинет редкостей».
Согласно известной народной мудрости, докопаться (с вашего позволения заменил резкий и нецензурный глагол на более нейтральный) можно и до столба. Так и сериалом. Даже в имеющих твёрдую литературную основу историях можно найти массу логических дыр. Другое дело, что картинка порой полностью занимает разум, отключая способность к рациональному мышлению. Когда кровь стучит в висках зрителя, а глаз дёргается от нервного тика, становится неважно, каким образом уничтоженные вроде бы картины полубезумного художника вдруг оказались на выставке. И почему некоторые персонажи ведут себя как откровенные идиоты, не замечая явной угрозы и направляясь прямиком в когтистые лапы кровожадных тварей.
Главное, что покоробило лично меня – пристрастие Гильермо дель Торо к так называемой расчленёнке. Работу патологоанатома можно было бы показать и без таких рвотных подробностей (агент Скалли из «Секретных материалов», например, периодически потрошила всякое разное, но делала это чинно и аккуратно, не портя зрителю аппетит), и не думаю, что сериал бы от этого сильно проиграл. Впрочем, хозяин-барин, и не мне учить Мастера. Если главной целью дель Торо было шокировать зрителей, то у него, бесспорно, получилось. Не сериал, а вынос мозга – в прямом и переносном смыслах.
Антон АГЕЕВ.
Кадры из сериала "Кабинет редкостей Гильермо дель Торо".
#книгочей
#обзор сериала
#антология ужасов
#мистика
#гильермо дель торо
#netflix
#магия и колдовство
#говард лавкрафт
#майкл ши
#генри каттнер