Найти тему

Вынос мозга в «Кабинете редкостей Гильермо дель Торо»

Несколько дней назад, создавая подборку самых лютых ужастиков по версии любимой женщины, я уверял, что своё отбоялся ещё в детсадовском возрасте и теперь страшилки не вызывают во мне ровным счётом никаких эмоций. Кажется, вынужден взять эти слова обратно (хотя бы «частично» – уж больно модное нынче слово). Новый мистический сериал от «Netflix» «Кабинет редкостей Гильермо дель Торо» если и не напугал, то уж точно вызвал пренеприятные чувства. Происходящее на экране то побуждало тошнотворные позывы, то бросало в дрожь. Временами хотелось зажмуриться, вырубить эту гадость, но разбирало любопытство: что же там ещё натворил гражданин дель Торо? Ну что, дерзнём вместе повернуть ключик в кабинет редкостей (или мерзостей)?

Дедушка дель Торо знает, как подобрать ключик.
Дедушка дель Торо знает, как подобрать ключик.

Предупреждаю дважды. Дальше могут быть спойлеры – это раз... Детей к сериалу не подпускать на пушечный выстрел – это два... Все акценты вроде бы расставлены, пора толкнуть дверь. Которая с жутким скрипом открывается...

Что там прорывается наружу?
Что там прорывается наружу?

Мексиканец Гильермо, памятный нашему зрителю по «Лабиринту фавна», «Багровому пику», двум частям «Хеллбоя» и весьма спорной «Формуле воды», остался верен себе. Хотя у каждой части «Кабинета» оказался свой режиссёр, личность главного Мастера угадывается за каждым кадром. Дель Торо если уж и не снимал самостоятельно все эти истории ужасов, то уж точно стоял за плечом (за левым, разумеется, и не смотри, что с виду пухл и добродушен) и нашёптывал всякое. Чудовища и кошмарные видения, выползшие на экран из недр гильермового разума, вновь поражают воображение. Одни из них настолько отталкивают, что в какой-то момент начинают производить прямо противоположный эффект: зритель попадает, точно паук в паутину – как ни трепыхайся, ни выбраться, ни забыть не получится.

Свет свечей - сомнительная защита...
Свет свечей - сомнительная защита...
...особенно когда защитный барьер стёрт.
...особенно когда защитный барьер стёрт.

Сценарии для каждой серии Гильермо дель Торо отбирал лично. Получилась своеобразная антология ужасов, сборник разрозненных историй, связанных, по сути, лишь рассказчиком-режиссёром, шикарной (в части визуальных эффектов «Netflix», разумеется, не подкачал) заставкой и атмосферой сущего кошмара.

Руки прочь от древних амулетов!
Руки прочь от древних амулетов!

Подобный подход далеко не нов, нечто похожее мы видели и в «Чёрном зеркале», и в «Электрических снах Филиппа Дика», и в отличном мультсериале «Любовь, смерть и роботы»... Однако новый сериал (несмотря на наличие научно-фантастических сюжетов) резко взял крен в сторону мистики и колдовства. Причём колдовства чёрного и беспросветного, будто на душе создателей не кошки скреблись, а чудовищных размеров крысы рыли глубокие тоннели.

Поможет ли добрая сталь против чёрной магии?
Поможет ли добрая сталь против чёрной магии?

Уж для вас-то, дорогие книгочеи, имена Генри Каттнера, Майкла Ши и Говарда Лафкрафта отнюдь не пустой звук. Если и не зачитывались взахлёб легендами из мира Ктулху, то хотя бы краем уха слышали о его существовании. Как оказалось, и Гильермо дель Торо – страстный читатель и коллекционер ужасов. Сюжеты некоторых серий удивительно знакомы... Ну конечно! Тут вам встретятся и мрачные улицы Аркхема; и прожорливые каттнеровские крысы, утаскивающие свежих покойничков со всем золотишком; и даже инопланетные паразиты, чувствующие себя полновластными хозяевами человеческих тел...

Вскрытие покажет,..
Вскрытие покажет,..
...каков красавчик!
...каков красавчик!

Подборка страхов оскароносного режиссёра оказалась, право слово, недурной. И, коли в основе лежит классика жанра, абсолютно беспроигрышной. Рейтинг сериала среди зрителей невероятно высок (на «Гнилых помидорах» («Rotten Tomatoes»), к примеру, он составлял 92%), да и профессиональные критики довольно положительно оценили «Кабинет редкостей».

Я художник, я так вижу!
Я художник, я так вижу!

Согласно известной народной мудрости, докопаться (с вашего позволения заменил резкий и нецензурный глагол на более нейтральный) можно и до столба. Так и сериалом. Даже в имеющих твёрдую литературную основу историях можно найти массу логических дыр. Другое дело, что картинка порой полностью занимает разум, отключая способность к рациональному мышлению. Когда кровь стучит в висках зрителя, а глаз дёргается от нервного тика, становится неважно, каким образом уничтоженные вроде бы картины полубезумного художника вдруг оказались на выставке. И почему некоторые персонажи ведут себя как откровенные идиоты, не замечая явной угрозы и направляясь прямиком в когтистые лапы кровожадных тварей.

"Что, чёрт побери, ты такое рисуешь!"
"Что, чёрт побери, ты такое рисуешь!"

Главное, что покоробило лично меня – пристрастие Гильермо дель Торо к так называемой расчленёнке. Работу патологоанатома можно было бы показать и без таких рвотных подробностей (агент Скалли из «Секретных материалов», например, периодически потрошила всякое разное, но делала это чинно и аккуратно, не портя зрителю аппетит), и не думаю, что сериал бы от этого сильно проиграл. Впрочем, хозяин-барин, и не мне учить Мастера. Если главной целью дель Торо было шокировать зрителей, то у него, бесспорно, получилось. Не сериал, а вынос мозга – в прямом и переносном смыслах.

Таксидермист - это призвание.
Таксидермист - это призвание.
"Какой интересный материал для поделок".
"Какой интересный материал для поделок".

Антон АГЕЕВ.

Кадры из сериала "Кабинет редкостей Гильермо дель Торо".

#книгочей

#обзор сериала

#антология ужасов

#мистика

#гильермо дель торо

#netflix

#магия и колдовство

#говард лавкрафт

#майкл ши

#генри каттнер