Найти тему
Евгений Трунов

Грань между капризами и неврологическими\психическими проблемами.

Не стоит рационализировать поведение маленьких детей. Делая так, вы рискуете потерять возможность чувствовать грань между ситуативными преходящими бедами (устал, заболел, педагогические огрехи) и серьезными проблемами неврологического или психиатрического характера. Дети так устроены, что оба источника в итоге легко приносят "плохое поведение" и капризы.

Типичная подозрительная ситуация может выглядеть примерно следующим образом. Ребенку, например, 1 год. Он развит (со слов родителя) в пределах нормы. При поверхностном осмотре - анатомически и физиологически все в порядке. На сон и пищевые ограничения жалоб нет, но во время бодрствования частые капризы. Особенно заметно, что легко скатывается в слезы, если не получил, что хотел. Порой во время игр тоже склонен заплакать. Во время приема пищи ведет себя беспокойно: пытается слезть со стула, наводит руками беспорядок на столике.

Не правильно говорить " у него такой характер". Да, характер складывается на основе физиологии. Об этом ещё Павлов писал. Однако, если говорить про ранний возраст, то заводить речь о характере пока неуместно.

Ива́н Петро́вич Па́влов (14 (26) сентября 1849, Рязань — 27 февраля 1936, Ленинград) — русский и советский учёный, физиолог.
Ива́н Петро́вич Па́влов (14 (26) сентября 1849, Рязань — 27 февраля 1936, Ленинград) — русский и советский учёный, физиолог.

Половой диморфизм (различие) поведенчески тоже пока ещё себя особо не проявляет. Полностью здоровый ребёнок не плачет и не капризничает без повода. Взрослый быстро научается распознавать существенные причины нежелательного поведения (устал, заболел, хочет пить или есть, что-то болит, чувствует дискомфорт). Если быстро устранить причину, то ребенок легко успокаивается.

Пострадавшая нервная система в большинстве случаев презентует себя через повышенную возбудимость. Она-то и выражается в истериках, нарушениях сна, странностях поведения, стереотипах. После устранения причины нежелательного поведения ученик ещё долго не может успокоиться. Родитель в ответ чувствует усталость, бессилие, растерянность. Он не понимает, что происходит. В такие моменты люди склонны судорожно находить удобные ответы на неудобные вопросы.

Конечно же, на фоне проблемной нервной системы формируется "тяжелый, неудобный" характер. Это происходит не сразу, а постепенно и планомерно. Родительство с нормотипичными детьми протекает легко и комфортно. Оно не всегда бывает удобным (всё же ребенок требует много сил), но приносит удовольствие. Даже пубертат протекает в итоге без особых проблем.

Скажу больше. Родительство с ненормотипичными детьми тоже бывает очень разным. Кто-то вполне доволен успехами ребенка, а кто-то на стенку лезет. Поэтому внутреннее ощущение удовлетворенности как родителя - тоже очень важный показатель того, что всё идет как надо.