Найти в Дзене
Баку. Визит в Азербайджан

Федора Великая — православная бабушка шаха Исмаила I Сефеви

Оглавление

Шах Исмаил I, или Исмаил Хатаи, самый известный азербайджанский правитель Ирана, носивший титул шахиншаха Персии и основавший Сефевидское государство.

-2

Классик азербайджанской литературы, заложивший основы окончательного формирования азербайджанской нации, о нем известно всем, кто увлекается историей средних веков.

Памятник в Баку
Памятник в Баку

Но мало кто знает о бабушке Исмаила I, красавице Федоре — дочери последнего греческого императора и жене основателя империи Ак-Коюнлу.

Трапезундские принцессы

Этот период истории не любят вспоминать в Греции, Турции и Азербайджане, хотя он настолько примечателен, что вошел в европейскую культуру, как сюжет для сказаний и легенд 15-16 веков.

Все дело в том, что последний осколок Византийской империи — город Трапезунд (нынче Трабзон), во многом продолжал противостоять Османской империи за счет отдачи своих принцесс азербайджанским правителям Гара- и Аг- Гоюнлу.

-4

Полтора века, сначала Трапезундская империя, а потом только город, оставались независимыми оплотом греческой цивилизации благодаря государствам, которые они считали ниже себя. Отдавая своих принцесс, которые славились красотой и имели предложения от европейских правящих домов. (Все желали породниться с кровью последних византийских императоров.)

Естественно, что современным грекам вся эта история не по душе.

В современных Баку и Анкаре, вообще не любят вспоминать историю многовекового противостояния османских и тюркских правителей. (Османы все-таки не совсем тюрки, так как продвигали арабскую культуру и язык.) А тут еще эпизод с греками, которые сегодня не очень хорошо относятся к Турции и Азербайджану.

Ко всему еще и добавляется наличие православного элемента в родословной известных азербайджанских правителей, что с точки зрения национального самосознания отрицательный фактор.

Собственно в этом всем нет ничего особенного. В истории всех стран и народов есть эпизоды не очень укладывающиеся в структуру современного момента. Их конечно не держат в тайне, но предпочитают не заострять внимания.

Деспина-хатун, Феодора Великая Комнина (1438 — после 1478)

Настоящее имя Федоры долгое время оставалось неизвестным исторической науке. В Аг-Гоюнлу ее называли греческо-тюркским титулом "Деспина-хатун", а в Европейской литературе Катериной. Федора звучало слишком непривычно для ушей народов вне византийского влияния.

В эпоху Возрождения возник миф о принцессе Трапезунда, девице, терпящей бедствие. Собирательный образ «принцессы Трапезунда» вдохновлял на создание произведений искусства, в том числе Пизанелло и Жака Оффенбаха.

Конечно, европейские легенды были достаточно далеки от реальных событий, хотя несколько основных моментов совпадали:

  1. Принцесса Федора действительно была первой красавицей и за ее руку бились самые известные кавалеры той поры.
  2. Она на самом деле вышла замуж (точнее была выдана отцом, императором Трапезунда Иоанном IV) ради защиты своей страны.
  3. Деспина-хатун, как и в легенде, пережила империю отца. Видела ее закат и полный крах, так и не побывав дома ни разу после замужества.

Зато с завязкой сюжета реальность полностью расходится...

Первое

Федора не уезжала в неизвестную страну злобных басурман.

Первой этот путь проделала ее тетя Мария, вышедшая замуж за Фахретдина Кутлу-бея, второго по счету правителя Аг-гоюнлу. Другая ее тетя (имя не сохранилось) стала женой четвертого главы государства, Бахаддина Кара Османа.

Поэтому Федора уезжала к хорошо известному двору.

К тому же ее супругом стал Узун Хасан — самый могучий правитель Аг-гоюнлу, объединивший огромные территории Ирана, Ирака, Анатолии, Армении и Азербайджана, и ставший первым султаном династии.

-5

Второе

Узун Хасан не был стариком. Это был мужчина в самом расцвете сил.

Когда в 1458 году состоялся его брак с 20-летней Федорой, Узун Хасану было 33 года.

Он и не был уродцем, как любили представлять его в европейских сказаниях. Даже в 50 лет выглядел намного моложе своих лет, о чем писали современники.

-6

Третье

Федора не была несчастна в браке.

Узун Гасан на самом деле любил ее, изначально решив жениться из-за привлекательности Федоры.

Будучи правителем огромной империи, султан Аг-гоюнлу мог взять в жены практически любую принцессу. Но его выбор остановился на принцессе крошечного города-государства, где уже начинались внутренние междоусобицы. Он фактически вывез красавицу из осажденной крепости, которая пала через три года.

Более того, отношения между супругами были столь теплыми, что Федоре были созданы все условия, чтобы она могла оставаться в православной вере (не принимая Ислам, как это было принято у жен восточных правителей).

В европейской исторической науке есть убеждение, что Деспина-хатум играла и немалую политическую роль при дворе Узун Гасана. Он ей доверял переговоры с европейцами и прислушивался к ее советам.

Но подтверждений этому нет. Единственные сведения от современников это записки путешественников о красоте Федоры.

Так например, веницианец Джованни Баттиста Рамузио, со слов знакомого купца, писал:

В то время в Требизонде царил царь по имени Калло Джоаннис, и он был христианином и имел дочь по имени Деспина Като, очень красивую, и было распространено мнение, что не было в то время прекраснее: и по всей Персии была распространена слава о её великой красоте.

Дети

У Федоры и Узун Хасана были три дочери и один сын.

В ночь, после смерти Узун Хасана, в 1478 году, сын был убит.

Саму Федору с дочерьми побоялись трогать. Возможно потому, что младшая из дочерей — Алямшах-бейим (1460—1522), была отдана замуж в 12-летнем возрасте за ровесника — Шейха Гейдара, являвшегося лидером ордена Сефевийе.

Шейх Гейдар умер в 28 лет, но успел произвести на свет трех совместных сыновей с Алямшах-бейим, младший из которых, Исмаил, стал великим шахиншахом Сефевидской империи.

Мавзолей Шейха Гейдара
Мавзолей Шейха Гейдара

Эпилог

Федора с двумя дочерьми переехала в Харпут (город в современной Турции), поближе к своим греко-византийским истокам. Позже, опасаясь за жизнь дочерей перебралась в Алеппо, а потом в Дамаск.

Здесь ее концы теряются.

Известно только, что в 1512 году, внук приближенного Федоры встретил в Дамаске одну из ее дочерей. Та собиралась переезжать в Персию, где уже правил ее племянник Исмаил.

На этом все связанное с Феодорой обрывается. Единственными известными носителями ее крови становится династия Сефевидов.