Найти тему
Путевой обходчик

Донецкая железная дорога. Участок Карань - Урзуф - Янисоль.

Тепловоз 2ТЭ116-584 с грузовым поездом следует по перегону Урзуф - Карань. 14 ноября 2013 года.
Тепловоз 2ТЭ116-584 с грузовым поездом следует по перегону Урзуф - Карань. 14 ноября 2013 года.

Осенью 2013 года, благодаря моей работе, мне довелось пройти пешком по всему участку пути от станции Янисоль до станции Карань. В этом материале я поделюсь с вами фотографиями из этого похода, а также информацией об истории и современности этого железнодорожного участка.

Итак, приступим! Первым делом необходимо внести ясность, где расположены вышеупомянутые станции. Станция Карань находится на железнодорожной линии Ясиноватая - Мариуполь Донецкой железной дороги, между станциями Волноваха и Кльчик. И если с Каранью все понятно, то вот местоположение станции Янисоль, практически на всех картах доступных в сети Интернет, указано неверно. На самом деле станция находится на окраине села Мирное, возле карьера, но она почему-то отмечена недалеко от села Гранитное, в том месте, где заканчивается подъездной путь к местному щебзаводу. Для наглядности прикрепляю слегка откорректированную мною карту.

Реальное местоположение станции Янисоль.
Реальное местоположение станции Янисоль.

Что интересно, советские генштабовские карты 1988 года, отображают местоположение станции Янисоль абсолютно верно.

Карта генштаба 1988 года.
Карта генштаба 1988 года.

Теперь вернемся в пасмурное осеннее утро 14 ноября 2013 года. В этот день мне и моему напарнику выпало проверять участок Янисоль - Карань дефектоскопной тележкой РДМ2. Нас на машине привезли на северную окраину поселка Мирное, где и расположена станция Янисоль.

С первого взгляда стало понятно, что станция переживает не лучшие времена. Часть путей станции были давно закрыты, а те которые еще использовались стояли пустыми. Слабый накат на рельсах говорил о том, что сюда еще что-то заезжает, но довольно редко. Состояние погрузочных устройств тоже вызывало большие сомнения в том, что их еще используют для погрузки железнодорожных вагонов.

Вид на пути станции Янисоль из нечетной горловины. 14 ноября 2013 года.
Вид на пути станции Янисоль из нечетной горловины. 14 ноября 2013 года.

Как оказалось, Каранский карьер, для обслуживания которого и нужна была станция Янисоль, в начале 2000-х годов, выкупила строительная фирма "Альтком", которая решила, что вывозить продукцию по железной дороге неудобно и нужно использовать автотранспорт. Возможно им это было выгоднее, но вот автодорога от Мирного, через Карань, на Волноваху была уничтожена большегрузными самосвалами менее чем за год...

Забегая немного вперед, скажу что после событий 2014 года работа карьера практически остановилась. Станция Янисоль не действует уже более пяти лет и постепенно разворовывается местным населением.

Вид на погрузочные устройства станции Янисоль. 14 ноября 2013 года.
Вид на погрузочные устройства станции Янисоль. 14 ноября 2013 года.

Заполнив документацию и подготовив дефектоскоп мы приступили к работе. Все стрелки на станции и большинство путей были уложены на рельсы типа Р-50 с деревянными шпалами. Но общее состояние пути можно было назвать вполне удовлетворительным. Видны были недавно заменные шпалы и брусья.

На станции имелось полтора десятка стрелочных переводов, которые переводились вручную дежурной по станции или составителем поездов при производстве маневров. Никаких сигналов и устройств СЦБ на станции Янисоль я не видел и судя по тому что написано в ТРА их здесь и нет вовсе. Движение на перегоне Янисоль - Урзуф регулировалось с помощью телефонных средств связи.

Вид от стрелочного перевода №3 в сторону перегона Янисоль - Урзуф (уходит в право).
Вид от стрелочного перевода №3 в сторону перегона Янисоль - Урзуф (уходит в право).

Около девяти часов утра мы вышли на перегон, который в отличие от станционных путей был уложен на железобетонные шпалы с применением рельсов типа Р-65 сваренных в плети. Это существенно облегчило нам работу, и мы пошли немного быстрее.

Вид на перегон Янисоль - Урзуф. Правее виднеется путь от станции Урзуф к парку (бывшей станции) Щебеночная. 14 ноября 2013 года.
Вид на перегон Янисоль - Урзуф. Правее виднеется путь от станции Урзуф к парку (бывшей станции) Щебеночная. 14 ноября 2013 года.

При движении в сторону станции Урзуф, вскоре после выхода со станции Янисоль, справа появился еще один путь, который идет параллельно. Это бывший перегон Урзуф - Щебеночная, а теперь соединительный путь от станции Урзуф к парку Щебеночная. В каком году станцию лишили ее статуса, точно не скажу, но скорее всего в середине девяностых. Видимо, дела с погрузкой там обстояли еще хуже чем на Янисоли. Хотя, работа обеих станций была напрямую связана с деятельностью карьера.

Вид в сторону Янисоли. Прямо путь перегона Урзуф - Янисоль, слева путь на Щебеночную. 14 ноября 2013 года.
Вид в сторону Янисоли. Прямо путь перегона Урзуф - Янисоль, слева путь на Щебеночную. 14 ноября 2013 года.

Состояние пути на Щебеночную, конечно, было намного хуже. До него капитальный ремонт так и не дошел. Прогнившие деревянные шпалы и рельсы Р-50, при полном отсутствии наката. Видимо этот путь давненько не использовался. Хорошо, что проверять его не пришлось, это отняло бы у нас много времени и нервов! Раньше в ведомостях на проверку этот перегон тоже был.

Переезд на автодороге Волноваха - Андреевка - Гранитное. За кривой станция Урзуф. 14 ноября 2013 года.
Переезд на автодороге Волноваха - Андреевка - Гранитное. За кривой станция Урзуф. 14 ноября 2013 года.

Как-то незаметно остались позади почти три километра пути и мы вышли к переезду, который находится на автодороге Волноваха - Андреевка - Гранитное. Небольшой участок пути в районе переезда почему-то оставили на деревянных шпалах, а дальше опять бетон. Видимо, решили не обременять себя разборкой-сборкой переезда.

Вид в сторону переезда от станции Урзуф. 14 ноября 2013 года.
Вид в сторону переезда от станции Урзуф. 14 ноября 2013 года.

Кстати в районе переезда появляется еще один параллельный путь, идущий от станции Урзуф и уходящий за массивные ворота какой-то хорошо охраняемой территории.

Ну а дальше начинается станция Урзуф. Практически узловая для этой железнодорожной ветки. От нее отходят перегоны на Янисоль и Щебеночную, подъездной путь к неизвестному объекту и еще один подъездной путь к щебзаводу возле поселка Гранитное.

Путь от станции Урзуф к поселку Гранитное. 14 ноября 2013 года.
Путь от станции Урзуф к поселку Гранитное. 14 ноября 2013 года.

Подъездной путь от станции Урзуф к поселку Гранитное идет параллельно автодороге, длинна его около девяти километров. Судя по хорошему накату на рельсах, движение здесь неслабое. Путь не является собственностью "Укрзализныци", но вывоз продукции по нему осуществляется тепловозами локомотивного депо Волноваха. В основном это "половинка" 2ТЭ116-го. По слухам в Гранитном имеется пара маневровых тепловозов ТГМ6А или ТГМ6В, которые выполняют всю маневровую работу.

Здание ДСП станции Урзуф. 14 ноября 2013 года.
Здание ДСП станции Урзуф. 14 ноября 2013 года.

На станции Урзуф решили сделать небольшой привал. Остановились прямо напротив домика ДСП. На табличке почему-то написано "разъезд Урзуф", хотя по документам это станция V класса. Эх, знал бы я тогда, что на перегоне Урзуф - Карань применяется электрожезловая система, я бы обязательно заглянул внутрь. Но, увы, узнал я об этом только через несколько лет, из найденных в интернете технико-распорядительных актов. К тому времени движения по участку уже не осуществлялось....

Станция Урзуф. Остатки пассажирской платформы между первым и вторым путями. 14 ноября 2013 года.
Станция Урзуф. Остатки пассажирской платформы между первым и вторым путями. 14 ноября 2013 года.

Кстати на станции Урзуф еще неплохо видны очертания пассажирской платформы, которая располагалась между первым и вторым путями. Пригородные поезда здесь ходили до середины 90-х годов. Ежедневно на маршруте Карань - Янисоль обращалось от трех до четырех пар поездов, состоящих из одного плацкартного вагона и "половинки" тепловоза 2ТЭ116, закрепленной за станцией Карань. В середине 70-х этот-же поезд водила секция тепловоза 2ТЭ10Л, приписки депо Волноваха. Тогда весь путь от Карани до Янисоли занимал 16 - 17 минут. Существовали две промежуточные остановки - на станции Урзуф и остановочном пункте 3-й километр, который находился рядом с остановкой электропоездов 1217-й километр, на перегоне Карань - Кальчик.

Нечетные стрелочные переводы станции Урзуф и вид на перегон в сторону Карани. 14 ноября 2013 года.
Нечетные стрелочные переводы станции Урзуф и вид на перегон в сторону Карани. 14 ноября 2013 года.

Отдохнув, двинулись в путь. За выходными стрелками началась длинная трехкилометровая прямая, ничем особо не примечательная. Как и на предыдущем перегоне, здесь лежали железобетонные шпалы и рельсы типа Р-65. Кстати, станция Урзуф, как и Янисоль, вся на деревянных шпалах и рельсах Р-50. Видимо в советское время успели переложить только перегоны.

Перегон Урзуф - Карань. Вид в сторону Карани. 14 ноября 2013 года.
Перегон Урзуф - Карань. Вид в сторону Карани. 14 ноября 2013 года.

Примерно к середине пути погода окончательно испортилась, пошел мелкий осенний дождь и сделав еще пару снимков я решил убрать камеру подальше в рюкзак.

Перегон Урзуф - Карань. Вид в сторону Карани. Впереди переезд на дороге в поселок Каменка. 14 ноября 2013 года.
Перегон Урзуф - Карань. Вид в сторону Карани. Впереди переезд на дороге в поселок Каменка. 14 ноября 2013 года.

Возле переезда на автодороге в поселок Каменка, заметил груду камня и кирпича возле пути. Было у меня предположение, что и здесь была остановка пригородного поезда, но в расписаниях она не указана.

Перегон Урзуф - Карань. Вид в сторону Карани. 14 ноября 2013 года.
Перегон Урзуф - Карань. Вид в сторону Карани. 14 ноября 2013 года.

Преодолев прямой участок пути и промокнув под дождем, мы подошли к кривой, за которой начиналась "финишная прямая". Дальше путь шел параллельно перегону Карань - Кальчик, главного хода Ясиноватая - Мариуполь.

Кривая на 4-м км перегона Урзуф - Карань. 14 ноября 2013 года.
Кривая на 4-м км перегона Урзуф - Карань. 14 ноября 2013 года.

До станции оставалось пройти около трех километров. Но снимать больше не было ни сил ни желания. Единственное фото, которое я сделал на подходе к станции Карань я поставил на обложку этой статьи. Недалеко от каранского переезда нас неожиданно нагнал 2ТЭ116 с десятком груженных вагонов, который ехал с Гранитного. Такой момент я упустить не мог, и несмотря на погоду, ценный кадр был сделан.

В Карань мы притопали часам к двум дня, мокрые голодные и уставшие. Но мысли об отснятом материале немного поднимали настроение!

P.S. В конце лета 2014 года линия разграничения между силами ДНР и Украины пролегла по берегам реки Кальмиус. Находящийся возле реки поселок Гранитное оказался практически на линии огня. Производство остановилось и возить стало нечего. Движение по участку практически остановилось. Началось тотальное разворовывание путевого материала. В 2017 году почти все свободные пути станции Карань заняли грузовыми вагонами ожидающими исключения из инвентарного парка. Этими же вагонам был перекрыт и выезд на перегон в сторону Урзуфа....

Вид на перегон Урзуф - Карань в районе бывшего о. п. 3-й км. Слева видны опоры КС перегона Карань - Кальчик.  Лето 2019 года.
Вид на перегон Урзуф - Карань в районе бывшего о. п. 3-й км. Слева видны опоры КС перегона Карань - Кальчик. Лето 2019 года.

P.P.S. На снимке 2019 года видно, что путь полностью зарос и не используется. Рельсы еще лежат... Надежда еще есть...

На этом пока все! Спасибо за внимание! Если есть вопросы или дополнения к материалу, добро пожаловать в комментарии!

Мой канал в ТГ: https://t.me/putevoy_obhodchik

И группа в ВК: https://vk.com/putevoyobhodchik

Если вам понравилась статья - можете поддержать автора канала и перевести небольшую сумму на мою карту СБ РФ 2202 2056 7396 0735. Все деньги полученные от вас пойдут исключительно на покупку железнодорожных книг и журналов, необходимых для написания новых статей. Благодарен за любую помощь!