Найти тему
Пишу, перевожу

Комиссар. Орудия войны - интервенция и золото партии в романе Яны Каляевой

Оглавление

Вторая книга цикла в жанре альтернативной истории “Комиссар” с одной стороны придерживается еще в значительной мере известной нам с вами истории Гражданской войны, с другой - уходит от нее всё дальше, следуя логике альтернативного поворота и всего, что последовало за ним.

То, как преломляется история в свете новых обстоятельств, становится отдельной интригой романа.

Но, обо всем по порядку.

Картина мира

События подхватывают читателя там, где оставили его в конце первого тома. Полковой комиссар Саша Гинзбург осталась совсем одна и уже в силу одного этого была вынуждена резко и быстро повзрослеть и начать принимать самостоятельные решения.

Комиссар. Орудия войны - альтернативная история
Комиссар. Орудия войны - альтернативная история

Революция, какой ее знаем мы, подавлена Щербатовым и его Новым порядком, демоном контрреволюции, которого Саша создала собственными руками. Остатки революционных сил пытаются выжить в лесах Тамбовщины. России грозит интервенция. Казаки планируют отделяться. Ситуацию может спасти только золото партии.

Во все времена, когда какая-то страна погрязала в междоусобной войне, ее соседи использовали это в собственных интересах.

Прекрасно знакомые исторические маркеры. Расставленные чуть-чуть иначе, они рисуют уже совсем иную картину.

Структура сюжета

Если в первом романе явно шла идейная борьба, то второй том выходит на духовный уровень. Таким образом первая книга выступает своеобразной экспозицией, где все персонажи определяются с тем, за что же они ведут борьбу, а вторая становится развитием действия, где, окончательно утвердившаяся в собственных убеждениях и прошедшая искушение Щербатовым Саша обращается к той силе в себе, которая и ей самой не вполне понятна и подвластна.

Этот переход с ментального на духовный, даже где-то эзотерический уровень выглядит очень изящно и вполне логично. Герои сталкиваются в итоге с совершенно иными морально-этическими вопросами, не возвращаясь к тому, что уже пережевано и решено в томе первом.

Юдифь учила меня каждое утро сминать лист бумаги, а каждый вечер распрямлять его - и так же восстанавливать себя.

Открывается новый слой проблематики, интерес к повествованию не угасает. Мистическая составляющая становится сильнее, плотно переплетаясь с верованиями хлыстов.

Характеры

В центре внимания по-прежнему остается комиссар Саша Гинзбург, Выпуклее проявляются и Щербатов, и его сестра Вера. А вот такие персонажи второго плана как Лекса, Аглая или Князев, хорошо раскрытые в первом томе, несколько бледнеют, становятся более функциональными - во втором.

Разоружение деникинцев. Художник Митрофан Греков
Разоружение деникинцев. Художник Митрофан Греков

Это, впрочем, не удивительно. Автор вводит целый ряд новых действующих лиц или подробнее прописывает уже знакомые по первой книге характеры. Легкие наброски становятся более детализированными портретами. Казалось бы уже знакомые персонажи раскрываются вдруг с неожиданных сторон, оказываются сложнее и многограннее, чем выглядели поначалу.

Конфликты

Арки главных героев, векторы их развития в принципе остаются теми же. Хотя для комиссара ее конфликт выходит на качественно новый уровень.

Глобальные

Революция терпит поражение. В продолжающейся гражданской войне комиссар пытается сохранить то, что осталось от полка Князева как боевую единицу разбитой Красной армии. Сделать это среди банд, бесчинствующих в лесах Тамбовщины, не так-то просто. Необходимость сохранять воинскую дисциплину становится как никогда острой и вынуждает идти на крайние меры.

Однажды мы так или иначе ответим за то, что делали. Неважно, насколько наши действия были оправданы интересами революции. Они остаются чудовищными. Когда за нами придут, будь это хоть через десять, хоть через двадцать лет, даже если предлог будет другой, в глубине души мы будем знать, за что.

Одновременно людей нужно кормить, вооружать, ради чего заключаются весьма сомнительного толка союзы и сделки.

Межличностные

В этой книге комиссар снова пытается найти точки соприкосновения, повлиять и склонить на свою сторону командира крупного воинского подразделения. Только это уже не Князев, но гораздо более дикий, склонный к махновщине эсер Антонов, которого за глаза зовут атаманом.

Задача оказывается несколько более сложной, тем более после того, как партийная верхушка большевиков была так или иначе уничтожена, и комиссар не чувствует больше никакой поддержки из переставшего существовать центра.

 За власть Советов. Художник Сергей Герасимов
За власть Советов. Художник Сергей Герасимов

Изрядно прореженный полк Князева вливается в почти бандитскую среду, и Аглая идет на открытое противостояние с комиссаром, заставляя Сашу принимать не самые простые и приятные решения.

Прошедшие гражданскую войну люди понимают только язык насилия.

В этом томе меньше боевых действий, но гораздо больше политики и тонкой дипломатии. И не всегда понятно, кто на чьей стороне, и кто - истинный союзник.

Некоторые сделки - как, например, сделка с казаками Топилина - настолько чудовищны, что заставляют комиссара усомниться в том, что она делает, порождая серьезный внутренний конфликт.

Революция, ради которой идут на все, перестает быть той революцией, ради которой стоило идти на все.

Щербатов тоже сталкивается с неожиданным противостоянием. Как идейный лидер Нового порядка и как мужчина. Ему бросают вызов и соратники, и женщина, с которой он всерьез думал связать свою жизнь. Это полнее и глубже раскрывает характер персонажа.

Показанный тут в отрыве от Саши, практически не контактирующий с ней, он становится более самостоятельной фигурой. И принимает решения, где-то идущие против совести.

Внутренние

Первый том цикла начинается с того, что Щербатов пытается завербовать Князева, видя в нем будущего грозного противника и стремясь сделать из него союзника. Неудачная попытка приводит к предсказуемым последствиям, Князев становится опасен для Нового порядка, и Щербатов переступает через их общее с Федором прошлое и через элементарные законы чести, идя на сделку с совестью.

-4

Борется Щербатов и с еще одним искушением, покончить разом с так бесцеремонно вторгшимся в его жизнь комиссаром. Его останавливает лишь просьба сестры, Веры.

Не достаточно одаренная, Вера с лихвой компенсирует этот свой недостаток упорством, целеустремленностью, систематическим подходом и готовностью идти на жертвы.

Более сильный и опытный месмерист чем Вера Щербатова, комиссар Саша Гинзбург все равно не в силах сломать выстроенную Новым порядком систему. Именно в силу того, что она одна вынуждена противостоять разветвленной организации. Для того, чтобы сделать это, она должна не только окунуться в то, во что в принципе не верит - ритуалы хлыстов - но и оставить человека, которого по-настоящему любит.

В первом томе комиссар показала себя как человек, личность которого твердо стоит на вполне ей понятных революционных идеях, и Саше действительно приходится перешагнуть через себя, чтобы от научно обоснованного и понятного ей месмеризма перейти к религиозным практикам хлыстов.

…человек, который жертвует своей душой ради других людей, служит Богу, а не дьяволу.

Но, пожалуй, интереснее всех показывает себя Вершинин, такой, казалось бы, простой и незамысловатый стяжатель плотских удовольствий, думающий лишь о себе, в финале он приоткрывается с совершенно неожиданной стороны, демонстрируя один из сложнейших внутренних конфликтов. Сильное решение для по сути слабого, эгоистичного человека.

Комиссар. Орудия войны - читать на Author.Today

-5