Советская историография старалась обходить личные связи Надежды Константиновны стороной (да это и верно, личное остается личным и не всегда должно появляться наружу). Персональное дело Надежды Крупской засекречено до сих пор.
Тем не менее, пытливые историки могли натолкнуться на эти факты в воспоминаниях людей того времени и круга, в котором вращалась Надежда Константиновна, хотя его и основательно в свое время почистили.
До того, как Владимир Ульянов стал Лениным, а Надежда Крупская стала его соратницей и официальной женой, революционеры существовали в России уже как традиционная данность. Хватали и вешали одних — появлялись другие, которые пробовали изобретать новые направления насильственного или ненасильственного отъема власти у Самодержавия. Кто-то при этом опирался на учение Маркса, кто-то на прочие учения, а некоторые искали свой путь.
Этот человек принадлежал к числу тех, кто считал, что только насильственное свержение царизма методами террора позволит эту власть искоренить. И его называли первым мужем Н.Крупской.
Борис Владимирович Герман практически не знаком широкому кругу читателей, интересующихся историей революционного процесса. Между тем, этот человек стоял у истоков создания Союза эсеров-максималистов в 1906 году, то есть раскола русских социалистов-революционеров. Из этой среды более известен революционный террорист Борис Савинков.
Эсеры-максималисты отличались от прочих революционеров беззаветной храбростью и особой жесткостью при организации терактов и совершении вооруженных налетов (эксов). Боевики фанатики действовали небольшими группами, на акцию приезжали из-за границы, по поддельным паспортам, а после совершения преступления — "рассыпались" и уже по одиночке уходили от погони, выжидали, отсиживались, с тем, чтобы снова собраться в безопасном месте и запланировать новый удар.
У таких групп имелась железная дисциплина, отменная конспирация и несколько уровней безопасности. Даже схваченный охранкой или полицией боевик при всем желании не мог рассказать, где прячутся остальные, он просто этого не знал.
Не мудрено, что революционеры обращали внимание на молодую Надежду Крупскую. Как вспоминал Г. Крижановский:
"В молодости она необыкновенно была хороша, что-то во внешности ее было приковывающее, одухотворенное что-то. И русское очень. Коса ниже пояса: бывало ахали в Шушенском".
Не мудрено, что и Надежда Константиновна обращала внимание на некоторых революционеров, ведь ее интересовала революционная борьба с детства. Ее отец, Константин Крупский, участвовал в работе русской секции Интернационала, а его товарищ, Николай Утин, который взял на себя все заботы семьи Надежды, после ухода из жизни ее отца, состоял в "Земле и Воли", и являлся организатором этой русской секции Интернационала.
Неизвестно, где могли познакомиться Герман и Крупская. Если это и произошло, то очевидно до того, как Надежда Константиновна в 29 лет сочеталась законным браком с Владимиром Ильичом. Известно, что Борис Герман был блестящим оратором и великолепным публицистом, отстаивающий идеалы социалистов-революционеров в партийной прессе. В своем программном манифесте "Биология и социализм" в 1904 году Герман писал:
"Единственная задача нашего времени — революция. Она претендует на силы, на жизнь сознающего ее. Нужно отдать ей эти силы… нужно умереть для всякой другой жизни. Нет иной, которая была бы интенсивна, полна..."
Информацию о тесном союзе Крупской и Германа сообщают Британская энциклопедия и некто бывший агент НКВД К.Хенкин в своей книге "Русские пришли".
Герман не принял революцию большевиков и участвовал в эсерском восстании в г.Москва летом 1918 года. Как известно, эсеры проиграли. Борис Владимирович скрывался, затем бежал за границу, в 1920 году обосновался в Аргентине. К белому движению Герман не примкнул принципиально.
В 1924 году Борис Владимирович Герман был арестован аргентинской полицией по обвинению в организации левого террора в Буэнос-Айресе. Суд приговорил его к 25 годам тюрьмы. В 1928 году Германа не стало.
Журнал русской эмиграции "Сеятель" так отреагировал на весть о кончине Германа:
"Борис Герман, бывший муж Крупской, с друзьями задумали было в далекой Аргентине практиковать сталинскую профессию, то есть делали налет, за что получили по 25 лет отдыха. Герман умер в тюрьме....
Герман был близким приятелем Фанни Каплан, всадившей в Ильича две пули из револьвера как подлецу и предателю России. И нам здесь в Аргентине в 1918 году он говорил, что Ленин — большой подлец, причиняет нашим народам много непоправимого зла, и поэтому с ним необходимо бороться всеми силами и средствами. Все труды Б.В. Германа конфискованы и уничтожены коммунистической партией..."
Фотографию Бориса Владимировича Германа в открытых источниках обнаружить не удалось. Был ли он на самом деле мужем или сожителем Надежды Крупской — неизвестно, да и не важно. Известно, что идеологические пути их давно разошлись и Герман закончил свою жизнь, как настоящий революционер, в застенках.