Завершая описание истории, которая произошла у отца, проживающего отдельно от ребенка, с детским дошкольным учреждением, подробности которой смотрите здесь, предлагаем на обозрение доводы и нормы закона, которыми руководствовался отец при отстаивании своей позиции.
К счастью отца его доводы были услышаны и началось продуктивное взаимодействие с заведующей и воспитателями детского сада.
Напомним, что отец дочери, проживающий отдельно, находящийся в конфликтных отношениях с матерью ребенка, будучи в длительной командировке обратился по телефону к заведующей учреждения, которая в ходе разговора ему заявила, что учреждение вообще не обязано ему предоставлять не только фото, видео дочери, но и любую информацию о ребенке посредством телефонной связи. Предложила приходить лично и получать эту информацию в учреждении у воспитателя.
Отцу до сих пор не понятно, чем была вызвана такая резкая перемена отношения к нему со стороны воспитателей и руководства учреждения. Предполагает, что это вызвано угрозами и давлением со стороны матери ребенка.
В связи с этим им с помощью наших юристов было подготовлено и подано административное исковое заявление в суд.
В суде с участием заведующей, представителя управления образования и самого отца пришли к выводу о возможности заключения мирового соглашения.
Подробности и детали самого мирового соглашения опишем в следующих статьях.
Сейчас остановимся на аргументах, которые использовал отец с нашими юристами для отстаивания своих прав.
В силу положений статей 54, 55 Семейного кодекса Российской Федерации ребенок имеет право на воспитание своими родителями, обеспечение его интересов, всестороннее развитие, уважение его человеческого достоинства. Ребенок имеет право на общение с обоими родителями.
В соответствии с ч. 4 ст. 66 Семейного кодекса Российской Федерации родитель, проживающий отдельно от ребенка, имеет право на получение информации о своем ребенке из образовательных организаций.
При этом перечень информации о ребенке на федеральном уровне законодательно не ограничен и не является исчерпывающим.
В нашем случае, типовым договором на оказание услуг учреждения с родителями установлено, что родитель вправе получать информацию:
- по вопросам организации и обеспечения надлежащего исполнения услуг;
- о поведении, эмоциональном состоянии воспитанника во время его пребывания в образовательном учреждении, его развитии и способностях, отношении к образовательной деятельности.
Кроме этого родитель вправе принимать участие в организации и проведении совместных мероприятий с детьми в образовательном учреждении (утренники, развлечения, физкультурные праздники, досуги, дни здоровья и другие мероприятия). Естественно, чтобы принимать участие родитель должен сначала заранее получить информацию об этом.
В соответствии с Правилами внутреннего распорядка воспитанников МАДОУ «Детский сад № 145» при появлении признаков заболевания родители будут об этом извещены и должны забрать ребенка из медицинского учреждения. Поэтому родитель, проживающий отдельно, имеет полное право знать о состоянии здоровья своего ребенка.
Также в Правилах указано, что приветствуется активное участие родителей в жизни группы: участие в праздниках и развлечениях, родительских собраниях; сопровождение детей на прогулках, экскурсиях за пределами детского сада, пополнение предметно-пространственной среды детского сада. Естественно, чтобы принимать участие родитель должен сначала заранее получить информацию об этом.
В принципе такой объем информации для родителя, проживающего отдельно для ребенка, считаем вполне достаточным.
Возникает вопрос: каким именно способом родителю получать указанную информацию?
Отец проживает отдельно от ребенка, работает, поэтому не имеет возможности ежедневно приходить в учреждение и получать эту информацию лично. Также периодически находится в длительных командировках.
Согласно сведениям на официальном сайте, учреждение имеет служебный телефон в кабинете заведующей, а также адрес электронной почты. Однако, такие способы связи являются устаревшими и никем из родителей и воспитателей не применяющимися.
У каждого воспитателя имеется свой сотовый телефон, по которому она обменивается информацией с родителями детей, в том числе фото, видеоматериалами с помощью мессенджеров.
Такой способ взаимодействия является уже давно устоявшимся, удобным как для воспитателя и родителей.
Более того, такой способ взаимодействия не противоречит никаким нормам федерального законодательства, в частности ФЗ «О персональных данных». (которым любят прикрываться все без исключения государственные структуры).
Согласно указанному закону учреждение является оператором персональных данных, к которым относятся в том числе фотографии и видео детей (разъяснения Роскомнадзора от 30 августа 2013 г. «Разъяснения по вопросам отнесения фото-, видеоизображений, дактилоскопических данных и иной информации к биометрическим персональным данным и особенностей их обработки»).
Воспитатель группы является сотрудником учреждения и естественно осуществляет обработку персональных данных от имени учреждения и с согласия субъекта персональных данных, полученного при заключении договора на оказание услуг.
Субъектами персональных данных являются родители детей, которые дали согласие на обработку персональных данных и имеют полное право на получение таких данных от оператора.
Поэтому в том, что воспитатели общаются и обмениваются информацией с родителями с помощью своих мобильных телефонов, никаких нарушений законодательства не имеется. Более того, это уже давно повсеместно сложившаяся практика во всех образовательных учреждениях.
Довод управления образования (который изначально озвучивался в суде) о том, что администрация учреждения не может принудить сотрудников к использованию принадлежащих им средств связи для осуществления телефонных звонков, видеозвонков, обмена фотографиями с родителями является мягко говоря не уместным.
Зачем принуждать сотрудников к тому, что они и так на протяжении уже многих лет делают и им это удобно? Нужно наоборот просто не запрещать сотрудникам это делать!
Ведь если запретить воспитателю взаимодействовать и обмениваться информацией с родителем с помощью своего телефона, то ей по логике управления образования придется это делать в письменном виде, либо по служебному телефону или с помощью служебного компьютера (что невозможно, так как она не может оставить детей без присмотра).
В итоге данные доводы отца были услышаны. Учреждение признало, что стало стороной конфликта между родителями, пойдя на поводу у матери ребенка, запретившей воспитателям общаться с отцом ребенка и давать какую-либо информацию. Надеемся, что в будущем такого не повторится.