Воскресным утром две сестры большого семейства Байлер — 7-летняя Агата и 11-летняя Анна, просыпаются очень рано. Умывшись над тазиком, поливая при этом друг другу в ладошки водой из глиняного кувшина, они одеваются во все черное и спускаются со второго этажа большого дома на кухню, где уже собралось все семейство Байлеров. Воскресенье — это не выходной, а особенный день, когда надев праздничную одежду черных цветов, семейство Байлеров и их соседи-амиши торжественно идут в церковь. Воскресенье — день молитв, а служба в церкви — главное событие этого дня.
Гонимые
Американское религиозное движение амишей насчитывает около 240 тысяч адептов. Эти люди живут обособленно от внешнего мира, отвергая практически все продукты современной цивилизации — электричество, автомобили, связь, водопровод, интернет. Они неразрывно связаны с землей, занимаясь исключительно сельским хозяйством при помощи старинных орудий труда.
Отколовшись от протестанизма, это религиозное течение возникло в XVI веке в Голландии. Главное его отличие от остальных христианских учений заключалось в том, что амиши трактовали Библию буквально и дословно. Также они считали, что креститься нужно не в младенческом возрасте, а принимать веру сознательно, когда душа созреет до столь важного поступка. Вот поэтому в Европе амиши подвергались постоянным гонениям и остракизму. Это привело к тому, что в XVIII веке около 5000 адептов отправились за океан в Америку. И ныне здесь живет основной костяк этого движения. Графство Ланкастер штата Пенсильвания сейчас так и называют — страна Амишей (Amish Сountry).
Основной смысл существования их общин заключается в изоляции от внешнего мира. Нет, они не считают современный мир и продукты цивилизации каким-то абсолютным злом, просто для них важно, чтобы инновации не разрушали их привычный образ жизни. Курс на изоляцию и независимость от мира как раз и привел к тотальному отказу от благ цивилизации. Электричество поступает от внешней сети? Значит использовать его нельзя, ибо оно делает уязвимым жизнь амишей. То же самое и с канализацией и водопроводом. Связь и интернет используют технологии, которые рождены где-то за пределами общины? Значит пользоваться ими грешно.
Одежда без пуговиц и куклы без лица
Этот же принцип распространяется абсолютно на все аспекты жизни амишей. У них нет детских садов — малышами занимаются мамы, бабушки, братья и сестры. У них нет школ в привычном нашем понимании. Обучение амишей происходит на дому, в классах, где учатся дети разных возрастов. Точнее, учатся не в классах, а в одном большом помещении, где стоят парты, есть школьная доска и много-много окон, откуда потоками льется солнечный свет. Дети учат математику, грамоту и английский язык. Он, кстати, для амишей чужой. Они между собой разговаривают на голландско-немецком наречии, которое здесь называют "пенсильванский немецкий".
Живут амиши в деревянных домах, которые строят вручную без применения техники. Для работы в полях используют лошадь, а передвигаются между деревнями на багги — компактных четырехколесных повозках с деревянными колесами. Никаких автомобилей и тракторов на полях амишей нет. Все работы делаются исключительно дедовской техникой на ручных приводах.
На них же работают и стиральные машины амишей, и это не шутка. Сама стиралка весьма похожа на современную, только вот приводится в действие она ручным приводом, то есть хозяйка вращает барабан при помощи изогнутой ручки, а белье сушит пропуская его через два резиновых валика (как это делали наши родители в советское время). Вместо холодильников у амишей ледники или глубокие колодцы с холодной водой, куда опускают бидоны с молоком. Кстати, доят коров вручную, и также вручную косят сено для них.
Одежда у амишей простая, хотя надеть ее обычному человеку не так-то просто. Дело в том, что на ней нет пуговиц и молний. Это запрещено, так как пуговицы считаются украшением. Вместо них используются завязки или специальные сколки. Никаких серег, браслетов, бус, и, разумеется, косметики. Да что там говорить, если даже игрушки для детей — это тряпичные куклы без лица. Объясняется это просто: нарисованное лицо — источник тщеславия и соблазна, ведь на лице одной куклы можно нарисовать красивые глаза, у другой розовые щечки.
Старые и новые
На первый взгляд, кажется, что в современном мире просто невозможно жить вот так — демонстративно отрицая все блага цивилизации и сознательно водворяя себя в XIX век. И в принципе, так оно и есть. За много лет амиши придумали много лазеек в своих строгих правилах. И в самом деле, зачем пахать поле механическим плугом, когда можно нанять соседа не-амиша с трактором. Зачем возводить дом полностью самостоятельно, когда можно заказать дверные блоки и оконные рамы в другом городе. Владеть автомобилем грех, но зато можно проехать на нем в качестве пассажира.
И так во многих аспектах жизни. Электричества нет от внешней сети, зато не возбраняются бензиновые двигатели, производящие его. Телефон в доме — грех, зато никто не мешает пользоваться общественной кабинкой, стоящей на деревенской площади. В каждой общине амишей существует свой уровень дозволенности, который обуславливается главным образом близостью к урбанистическим центрам. Да и в самом религиозном учении есть несколько течений, которые отличаются по степени ортодоксальности. Например, самые упертые (их называют шварцентруберы) действительно косят сено руками, доят коров вручную и живут при свете керосиновой лампы. А сторонники "нового порядка" и технику используют, и электричество у них есть, и с туристами они общаются более охотно.
А туристы амишей любят. В графстве Ланкастер существует даже несколько маршрутов в Страну амишей с посещением традиционной деревни и дегустацией натуральных продуктов. Только одно "но" — деревня эта построена амишами специально для туристов и в домах никто не живет. Амиши ходят туда как на работу — кормят свиней, коров и птицу, катают туристов на своих повозках, продают на рынке молоко, мед, яйца и мороженное. Все эти продукты пользуются большим спросом у американцев, ведь при их производстве не использовалась никакая химия.
А вот увидеть настоящую жизнь амишей получится не у каждого. Не сказать, чтоб они никого в нее не пускают, но, к примеру, фотографировать себя самые консервативные представители амишей не разрешают. Этот же запрет распространяется и на традиционные деревни где-нибудь в пенсильванской глубинке.
Соблазны и традиции
Очень интересной особенностью амишей является то, что они исповедуют не совсем обычное религиозное учение. Они никогда не проповедуют и не привлекают к себе новых адептов. Более того, когда их детям исполняется 16–17 лет, подростки получают "пропуск" во взрослую жизнь. То есть юношей и девушек свободно отпускают из общины в большую жизнь (разумеется, при их желании). В городах молодежь устраивается на работу и живет жизнью миллионов их сверстников — носят ту одежду, которую хотят, флиртуют с противоположным полом, употребляют алкоголь, посещают кинотеатры и клубы.
Казалось бы, живи и радуйся отсутствию запретов. Однако же согласно статистике, 80% молодых людей через год–полтора возвращаются в общину, принимают крещение, обзаводятся семьями и живут жизнью своих предков.
А она у амишей пусть и изолированная, но зато неспешная и счастливая. Доказательством этому служит отменное здоровье и большие семьи, в которых растет по 7–8 детей. И вот что странно — браки они заключают только внутри общины, а следовательно, есть риск генетических заболеваний. Но нет, больных детей в семьях амишей нет. Возможно это потому, что они ведут здоровый образ жизни, занимаясь физическим трудом. А может это действительно божья благодать...
Глава семьи Байлер Карл, его супруга Розмари, пятеро сыновей и две дочери, надев праздничную одежду черного цвета, выходят из дома. Путь лежит в церковь, где скоро начнется воскресная служба. Все домашние дела, несмотря на ранее утро, уже сделаны, впереди отдых, который они проведут в молитвах и общении. И пусть для некоторых амиши — это чудаки, соблюдающие нелепые запреты, которые они сами же себе и придумали. Но их правила жизни просты и понятны, а бесконечный поток информации не перегружает мозг. Они живут в гармонии с собой, в своем обществе, и ничего лучшего им не надо.
Подобного образа жизни придерживаются и православные старообрядцы. Кусочек русского быта в самом сердце Южной Америки — этот неожиданный контраст поражает своей нетипичностью 👇:
(При написании статьи использовалась информация сайтов: lenta.ru; rg.ru; bbc.com; vokrugsveta.ru)
P.S. Подписывайтесь на канал и ставьте лайк.