Первые кадры культовой картины Марлена Хуциева "Застава Ильича" (Мне 20 лет" были сняты 1 мая 1961-го года на праздничной демонстрации. В том, какие места Лефортова и Дангауэровки запечатлены в культовом фильме Марлена Хуциева, помогла разобраться экскурсовод проекта «Москва глазами инженера» Регина Поливан.
Дангауэровский путепровод
«Я сюда, на 11-ю ТЭЦ пойду», - говорит главный герой фильма, только что вернувшийся из армии Сергей Журавлев, его сыграл выпускник школы-студии МХАТ Валентин Попов. И кивает в сторону окна: «Матери приятно будет, отец там работал».
И действительно, в следующих кадрах, под саундтрек, воспроизводящий заводской гудок, Сергей вместе с потоком рабочих, которые спешат на утреннюю смену, переходит Дангауэровский путепровод и направляется к трубам ТЭЦ на шоссе Энтузиастов. В кадре – 45-й троллейбус, который вот-вот повернет к Кабельным улицам, «Волги» ГАЗ-21, притормозившие у светофора, аркада и лоджия Дангауэровских бань. Конструктивистская коробка, попавшая в кадр за пару секунд до ТЭЦ – это не ДК «Компрессор», как можно было бы подумать, а Центросоюз на Мясницкой.
- В начале 50-х годов путепровод реконструировали – расширили и укрепили опоры, - говорит Регина Поливан. - А название оставили прежним – по имени Генриха Карла Дангауэра, немецкого промышленника, который в 1869 году основал Котельный механический и медно-аппаратный завод Дангауэра и Кайзера. В 1918 году завод был национализирован и переименован сначала в «Котлоаппарат», а потом, в начале 30-х – в «Компрессор». По имени промышленника получил название и сам рабочий поселок – Дангауэровка.
Нередко можно услышать, что «Застава Ильича» - первоначальное, «родное» название картины, а «Мне 20 лет» - второе, вынужденное, которое Марлен Хуциев дал своей ленте после разгромной критики и коренной переделки: одни сцены были пересняты, другие переозвучены, третьи вообще вырезаны.
Это не совсем так. Оригинальный сценарий Марлена Хуциева и Геннадия Шпаликова, тогда студента ВГИКа - история о трех товарищах – молодых москвичах, пытающихся найти свое место в жизни и ответить на вопрос «Как жить?» - был напечатан в журнале «Искусство кино» - июльский номер за 1961 год – под названием «Мне 20 лет».
Никаких указаний на то, где именно живут герои картины, в сценарии нет. По словам кинокритика Татьяны Хохловкиной, автора книги о судьбе картины «Застава Ильича», сначала Хуциев хотел назвать фильм строчкой Михаила Светлова из песни о Каховке: «Ты помнишь, товарищ!»
«Серп и молот» по прямой
Привязка к Лефортову появилась позже, когда режиссер решил подробнее изучить жизнь рабочего класса. По сценарию, в панорамном эпизоде, показывающем разные стороны трудовой жизни Москвы, были предусмотрены кадры со сталелитейного производства: «Работают сталевары у полыхающих жаром мартенов… В ранних зимних сумерках торжественной темной громадой высится завод, неожиданно освещаясь изнутри могучим заревом».
Как вспоминал сам Марлен Хуциев, в начале 60-х он жил на Покровке, в Подсосенском переулке. Ближайшим к дому сталелитейным заводом был «Серп и молот» - десять минут по прямой.
Во время поездок на завод он не мог не обратить внимания на то, как называется площадь неподалеку - Площадь Ильича. Многие рабочие называли ее по-старому – Застава Ильича.
Новые дома
«Герои фильма – это я, разделенный на три части, объяснял Марлен Хуциев в интервью. - Как и Славка, которого сыграл Станислав Любшин, я бегал с бутылочками на молочную кухню. Сергей - это мои терзания после XX съезда. А Николай – первая роль Николая Губенко – это тот, кем я хотел всегда быть – общительным, веселым, легко знакомиться с девушками».
По поводу того, где жили герои «Заставы», обычно говорят о двух адресах: улица Пруд Ключики, 3, и Спиридоньевский переулок, 2/22.
По смыслу, из логики локаций, ясно, что герои живут в Дангауэровке, в «Новых домах» – так до сих пор называют застройку конца 1920-начала 30 годов в районе Авиамоторной улицы, от этого и название платформы – Новая (с 2021 года - Авиамоторная).
- В дореволюционное время - при Дангауэре - здесь стояли деревянные дома, по сути, избы, - говорит Регина Поливан. - А с 1928 года началось сооружение соцгородка - рабочего поселка в стиле конструктивизма – то есть строгого, сдержанного, очень функционального и без всяких излишеств.
Конструктивизм на Ключиках
Прямые и четкие линии улиц и расстановки домов продиктованы не только нормативами по вентиляции, инсоляции, соразмерности, но и идеологией того времени: здания в соцгородке стоят так же ровно и четко, каждое на своем месте, как определено место в социалистическом обществе для каждого человека. Понятно, что в фильме, где герои не хотят плыть по течению и задаются вопросом «Как жить?» - такое местожительство неслучайно.
Спиридоньевка в роли Дангауэровки
Однако реально на Авиамоторной и в окрестностях эпизоды, связанные с домашней жизнью героев, не снимали. Роль дангауэровской пятиэтажки, построенной в 1928 году по проекту архитектора Вегнера, сыграл другой дом - шестиэтажный, сооруженный архитекторами Волошиновым и Поляковым, четырьмя годами позже, в центре Москвы, в Спиридоньевском переулке, 2/22.
- В общих чертах он похож на «прототип», но, построенный позже, уже отходит от конструктивистских принципов лаконичности и простоты. Скорее это вариант советского ар-деко – переходного стиля от авангарда к неоклассике.
Спиридоньевка - это совсем рядом с Патриаршими прудами, Садовым кольцом, Трехпрудным переулком, Большой и Малой Бронными. Ранним московским утром главный герой возвращается из армии не по Дангауэровским конструктивистским кварталам, а по булгаковскому - хотя это никому еще неизвестно, журнал "Москва" опубликует "Мастера и Маргариту" только через три года - фешенебельному центру вблизи Патриарших.
Съемки велись в подъездах, на лестницах, во дворе. Высокая арка – утром через нее со звяканьем вкатывают сетчатые ящики с молочными бутылками - в реальности полукруглая, но на время съемок, с помощью строительных конструкций ее сделали прямоугольной - по образцу дома в Дангауэровке.
«Ну все, я побежал – звонок!»
«Прощайте, товарищ Перышкин, прощайте, товарищ Киселев!» - отбрасывает в сторону не нужные больше учебники собирающаяся на выпускной бал сестра Сергея Вера.
- По-моему, тебе прямой смысл махнуть в Энергетический, - говорит брат. – Будешь мне на экзаменах подсказывать…
МЭИ появляется в фильме три раза.
Сергей действительно поступил в МЭИ на вечерний и, найдя себя в списках, звонит Але из телефона-автомата они договариваются идти в Пушкинский музей.
Конец лекции в Большой физической аудитории, студенты встают, собирают вещи, спускаются к кафедре. Сергей торопливо дописывает в тетрадку формулы с доски и ведет внутренний монолог с Аней: «Наверное, глупо нам ссориться, ерунда это, ерунда, из-за которой мы можем потерять друг друга».
В фойе разговор становится диалогом Сергей снова звонит Ане , они договариваются встретиться и обо всем серьезно проговорить: «Я тебя очень люблю. Ну все, я побежал – звонок!»
Гонорар за массовку
В следующих кадрах знаменитая подковообразная лестница-пандус внутри полукруглой башни МЭИ – корпуса «Е» - Бастилии, как его называют студенты, становится началом нового эпизода – он снимался в здании «Центросоюза», где есть похожая лестница, построенная по проекту Ле Корбюзье.
Фойе МЭИ мелькнет в кадре еще раз, когда герои выходят из зала после поэтического вечера – в первом варианте он снимался в Доме культуры Энергетического. Хуциев вспоминал, что, прежде чем включится камера, члены съемочной группы прятали физические приборы за колонны и занавеси.
В массовке участвовали студенты МЭИ. Как рассказывал один из них – Александр Давыдов – за это он получил гонорар - 3 рубля.
О Геннадии Шпаликове подробнее можно почитать вот здесь https://dzen.ru/a/YWwpc0Xd5EQV3ACv