Садовые гномики - очень распространенное украшение, которое можно встретить по всему миру. Однако традиция размещения небольших скульптур в садах не нова и восходит с древнейших времен.
И всё же, откуда такая популярность у гномов? Почему именно гномы, а не эльфы или гоблины?
Происхождение гномов
Существует немало книг о гномах и им подобных существах. Но на удивление мало серьезных исследований об их происхождении. Принято считать, что корни веры в этих существ берут начало из скандинавско-германской традиции.
В скандинавских и исландских сагах гномы описаны, как искусные мастера, которые делали чудесные вещи для различных богов.
Около 1200 г. н.э. недалеко от Тронхейма на территории современной Норвегии была обнаружена миниатюрная деревянная статуя. Возраст статуи насчитывает около 2000 лет. На ней есть надпись NISSE Riktig Størrelse, что переводится как «Реальная высота гнома».
Сейчас эта статуя находится в музее в Уппсале в Швеции.
Каменные божества в древних садах
В Древнем Риме был обычай размещать небольшие каменные статуи в садах. Эти скульптуры представляли греко-римского бога Приапа, который был богом плодородия, а также защитником полей и садов.
Приап изображался с огромным половым членом в состоянии вечной эрекции. По легенде, Приап был сыном Афродиты и Диониса. Хотя в некоторых мифах, его родителями могли быть козлорогий бог Пан и лесная нимфа.
Первые упоминания о гномах были задокументированы в алхимических трактатах эпохи Возрождения. Швейцарский алхимик и философ Парацельс описал их как крошечных волшебных созданий, ростом в две пяди, которые очень неохотно шли на контакт с людьми.
Также в эпоху Возрождения были очень популярны каменные статуи примерно в метр высотой, называемые гротескными. «Гротеск» — это художественный стиль, вдохновленный украшениями Древнего Рима. Такие скульптуры часто украшали сады богатых людей. Одной из фигур, наиболее часто изображаемой художниками-гротескниками, был «гобби», что в переводе с итальянского означает «горбун».
К началу 18-го века стиль изготовления «гобби» претерпел некоторые изменения. Садовые скульптуры изготавливались в виде обычных человечков, только крошечного размера. Небольшие статуи из дерева или фарфора были распространенным украшением садов в те времена.
Пожалуй, лучшим из сохранившихся примеров «гобби» являются 16 каменных фигур в садах Вайкерсхайма в Баварии, которые датируются 1711-м годом.
В Германии садовые скульптуры ассоциировались с традиционными фольклорными историями о гномах. Особенно популярными гномы стали в период социального и экономического кризиса. Считалось, что статуи принесут удачу, богатство и обеспечат защиту. Затем традиция садовых гномов распространилось и на другие страны.
Гномы и эксцентричный викторианский аристократ по имени сэр Чарльз Ишем
В Соединенном Королевстве начало традиции было положено в 1840-х годах сэром Чарльзом Ишемом, английским землевладельцем и садовником из Лэмпорт-холла, который завез из Германии терракотовые фигурки.
В 1846-м году, после смерти своего старшего брата, Ишем унаследовал семейное поместье в Лэмпорт-холле в Нортгемптоншире, где обустроил роскошный альпинарий.
(Альпинарий - имитация природного горного пейзажа с его растительным миром)
Фигурки садовых гномов, которые сэр Чарльз впервые импортировал, вполне могли быть получены от дрезденской компании Baehr & Maresch, которая начала их производить примерно в 1841-м году.
В родной Германии гномы были связаны с добычей полезных ископаемых, и сэр Чарльз продолжил эту традицию, разместив фигурки в картинных позах по всему альпинарию.
Одни карабкались по лестницам, другие работали киркой и лопатой, а третьи сидели вокруг колодца и курили трубки. По задумке владельца, гномы должны были «производить живое впечатление».
В альпинарии Ишема была даже группа бастующих гномов-шахтеров. Один из них нес плакат с надписью «Восемь часов на сон, восемь часов на развлечения, восемь часов на работу, восемь шиллингов зарплаты».
Для Ишема гномы были «главной достопримечательностью» и «наиболее характерной чертой» его горного сада. Однако он не считал их воображаемыми существами.
Сэр Ишем был спиритуалистом и входил в состав Совета Британской национальной ассоциации спиритуалистов, которая была создана в 1873-м году. В то время это была популярная система верований, привлекшая интерес многих видных членов общества, включая сэра Артура Конан Дойля. Спиритуализм включал и веру в существование фей, гномов и других сверхъестественных форм жизни.
В статье для спиритического журнала «Медиум и рассвет» (1889 г.) Ишем писал о своей вере в то, что шахты населены расами крошечных существ, которые своим светом и стуком ведут горняков к лучшим пластам полезных ископаемых под землей.
Ишем был убежден, что гномы реально существуют, поскольку этих существ часто слышали, а иногда даже видели.
Он писал: «Хотя природа гномов в настоящее время очень неясна, она, как и все другие оккультные явления, привлекает внимание во всем мире. Видение таких вещей больше не является признаком умственного заблуждения, а скорее РАСШИРЕНИЕМ СПОСОБНОСТИ».
В качестве примеров Ишем процитировал свидетельство Эммы Хардиндж Бриттен, известного медиума, которая исследовала явление гномов в некоторых венгерских шахтах, и свидетельство Уильяма Хоувитта, который исследовал странные события в шахтерской хижине Дербишира.
«Белоснежка и семь гномов»
После окончания Первой мировой войны, в которой Германия потерпела поражение, производство садовых карликов значительно сократилось. Тем не менее, в 1937-м году Дисней выпустил классическую экранизацию «Белоснежка и семь гномов», что способствовало всплеску популярности гномов как на территории Соединенных Штатов, так и по всему миру.
Фигурки гномов появились во многих садах и стали использоваться во многих регионах мира в качестве декоративного элемента. Однако вскоре, во время Второй мировой войны, тренд садовых гномов снова склонился к упадку. Интерес возобновился лишь в конце 1970-х годов.