Эрик Артур Блэр жил не очень долго (1903-1950), но многое повидал...
...и старательно вёл дневник, занося туда всё, что казалось ему примечательным, — от погоды до количества яиц, проданных на ферме.
Он делал записи, когда бродяжничал в конце 1920-х. Он вёл дневник в 1930-х, став ополченцем POUM (Partido Obrero de Unificación Marxista), — была в Испании такая антисталинская марксистская партия. Увы, позже Блэр попал под репрессии властей, которые зависели от СССР, и в Барселоне дневник у него конфисковали.
В сохранившихся тетрадях 1931 года примечательна, к примеру, такая заметка:
«Когда остановились, чтобы разжечь костёр и пообедать, появились двое бродяг-шотландцев, воровавших яблоки в соседнем саду; долго с нами разговаривали. Разговоры вертелись вокруг секса — в гнусном тоне. Бродяги отвратительны, когда говорят на эти темы: нищета лишает их женщин, и сознание их отравлено непристойностью. Просто похотливые люди ещё выносимы, но похоть, не находящая разрешения, чудовищно портит людей».
Ещё через полтора десятилетия Блэр развил эту мысль:
«Дело не только в том, что половой инстинкт творит свой собственный мир, который неподвластен партии, а значит, должен быть по возможности уничтожен. Ещё важнее то, что половой голод вызывает истерию, а она желательна, ибо её можно преобразовать в военное неистовство и в поклонение вождю. <…>
Между воздержанием и политической правоверностью есть прямая и тесная связь. Как ещё разогреть до нужного градуса ненависть, страх и кретинскую доверчивость, если не закупорив наглухо какой-то могучий инстинкт, дабы он превратился в топливо? Половое влечение было опасно для партии, и партия поставила его себе на службу».
Осталось добавить, что Эрик Артур Блэр гораздо лучше известен под писательским псевдонимом Джордж Оруэлл; что самый популярный его роман, откуда я взял последние две цитаты, называется «1984», и что сейчас уже понятно: это была документальная проза.