Найти тему

Работа медиатора с эмоциями: составляем чек-лист (часть II)

В первой части статьи мы обозначили основные моменты, связанные с работой медиатора с эмоциями участника конфликта (1 уровень) и группы (2 уровень).

Переходим к следующей ступени – посмотрим на конфликт в целом.

Третий уровень – общая эмоциональная направленность конфликта. В этом смысле принято оценивать, имеет ли конфликт в целом конструктивную или деструктивную направленность. Единых критериев для такой оценки не существует, но разумно учитывать такие моменты как:

- устраняется ли противоречие,

- как протекает разрешение конфликта,

- снимает ли конфликт психологическую напряженность, снижает ли уровень стресса,

- служит ли конфликт источником развития личности и межличностных отношений, в том числе в постконфликтный период,

- какой социальный опыт личности закрепляет конфликт (как будет действовать сторона в будущих конфликтных ситуациях).

Полезным инструментом для медиатора также может служить анализ конфликта с использованием модели «лестница конфликта» Фридриха Глазла, которая дает наглядное представление об изменении психологического состояния конфликтующих в ходе эскалации конфликта.

При работе с общим эмоциональным уровнем конфликта важно:

- контролировать баланс – чтобы конфликт не становился конструктивным только для одной стороны,

- обеспечивать баланс эмоционального «вознаграждения» и «наказания» сторон. Психологическим наказанием может быть создание напряжения, неопределенности, тупиковой ситуации за столом переговоров. А получаемые в переговорном процессе положительные эмоции, связанные с чувствами безопасности, привязанности, собственного достоинства, с ощущением успеха в самореализации могут быть даже более важным вознаграждением, чем материальная выгода,

- налаживать контакт, коммуникации, помочь сторонам сделать осознанный выбор тактики ведения переговоров,

- уделять внимание изменениям зоны разногласий.

Наконец, работа медиатора с эмоциональной стороной конфликта не будет полной, если не уделено достаточное внимание эмоциональному состоянию самого ведущего процедуры медиации.

Недостаточная эмоциональная устойчивость самого медиатора может сделать всю процедуру неэффективной, как если бы здание строилось на неустойчивом фундаменте.

На наш взгляд, развитие эмоционального интеллекта и психологической устойчивости для медиатора является одной из важнейших профессиональных компетенций. Это умение обеспечивает выполнение одного из главных требований к процедуре медиации – обеспечение нейтральности посредника.

Процесс эмоционального саморазвития, безусловно, должен носить постоянный характер, но и в этом случае возможно выделить этапы, на которых эмоциям медиатора следует уделять особое внимание:

(1) до начала медиации:

- оценить свою способность поддерживать нейтральность в ходе процедуры, учитывая суть конфликта, в который приглашают медиатора. Так, нецелесообразно браться за медиацию конфликта, если уже на начальном этапе медиатор начинает себя ассоциировать с какой-либо стороной или ощущает явные негативные эмоции по отношению к другой, например, по той причине, что конфликтная ситуация в явном виде повторяет какое-либо событие его собственной жизни.

- оценить уровень собственного стресса. Деятельность медиатора направлена на помощь людям, которые находятся в сложных жизненных ситуациях. Такие виды деятельности, которые направлены на помощь и, возможно, на сострадание, относятся к группам психологического риска из-за высокой ответственности, изменчивости и непредсказуемости ситуации, возможности негативных воздействии. Длительные нервные перегрузки могут разрушить даже самый крепкий организм, поэтому медиатору важно уметь вовремя заметить воздействие стрессогенных факторов, быстро и эффективно убрать возникшую психическую напряженность, снять негативное эмоциональное состояние;

(2) в ходе процедуры медиации:

- особое внимание уделить контролю и управлению эмоциями, поддержанию эмоциональной стабильности. В момент переживания человеком сильных эмоции нарушается его способность объективно воспринимать слова и вносимые предложения окружающих, человек как бы «выпадает» из поля коммуникации,

- отказаться от присваивания ролей (судьи, эксперта и т.д.),

- контролировать влияние на медиатора возможных манипуляций сторон (в том числе тогда, когда эти манипуляции направлены на другую сторону, но могут задевать чувства медиатора),

- обеспечить баланс выражения и сдерживания собственных эмоций. Эмоции медиатора связаны с оценкой себя и других и неосознанным выстраиванием поведения в соответствии с этими оценками. Если медиатор неосознанно проявляет свои эмоции, то искажается восприятие и таким образом нарушается один из важных принципов медиации (нейтральность) и процесс медиации становится невозможным. С другой стороны, если медиатор постоянно сдерживает эмоции, развивается профессиональная деформация, связанная с отдалением от других людей, снижением эмоциональности, ослаблением эмоционального интеллекта, а в ходе проведения процедуры полное отсутствие эмоций затрудняет коммуникацию со сторонами,

(3) после процедуры медиации:

- самооценка и анализ хода и итогов медиации не только с точки зрения достижения результата, оценки использования приемов и техник, но и управления собственным эмоциональным фоном,

- профилактика профессионального выгорания. При увеличении стрессовой нагрузки ресурсы организма и психики могут не успевать восстанавливаться, что приводит к их постепенному истощению. В результате снижается иммунитет, падает работоспособность, накапливается усталость, что при продолжающихся стрессах может привести к психологическому выгоранию. Методы профилактики выгорания известны и просты, но от этого не менее эффективны: новизна, творчество, интерес к тому, что делаешь, навыки самоконтроля, спорт, здоровый образ жизни.

Наталья Фролова

Центр медиации "Solis"

https://t.me/solismediation

https://dzen.ru/id/623c30801d256e37a2b89e2d

https://vk.com/solismediation

https://www.youtube.com/channel/UCRTcrl4Ov-ZzwFwVu2CP3Ww

Источники:

Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология: Учебник для вузов. — М.: ЮГИТИ, 2000.

Гришина Н. В. Психология конфликта. 2-е изд. — СПб.: Питер, 2008. — 544 с: ил. — (Серия «Мастера психологии»).

Пронина Е.В., Попова (Смолик) С.Ю. Психологические основы медиации: новый способ решения проблем /Серия: Технологии работы с молодежью. – Владимир:ХХХХХ, 2015.

Здрок О. Н. Медиация  /  О. Н. Здрок —  «Четыре четверти», 2019.

Внутригрупповые противоречия, конфликты и эффективность групп в организации: монография / А.В. Сидоренков, О.Ю. Шипитько. – Ростов н/Д: Мини Тайп, 2017.

Конфликтология / Под ред. А. С. Кармина // СПб.: Издательство «Лань», 1999. – 448 с.

Навыки медиатора и самооценка. Р.Коваль

Эмоциональный интеллект  /  Harvard Business Review (HBR) —   «Альпина Диджитал»,  2015 — (Harvard Business Review: 10 лучших статей)

Фото: https://ru.freepik.com/free-vector/giant-checklist_4132813.htm