К подростковому возрасту, когда просоциальная мотивация действует на непроизвольном уровне, нравственные принципы и убеждения выступают в качестве побудительного поведения, сочувствие становится всё более устойчивым мотивом поведения в пользу другого.
Отношения со сверстниками – это наиболее важная сторона жизни подростков. Они более значимы, чем отношения со взрослыми, происходит социальное обособление подростка от своей генеалогической семьи.
Общение с товарищами в подростковом возрасте - это источник становления определённых норм поведения. Это связано с тем, что среди подростков возникают определенные требования к дружеским отношениям - к чуткости, отзывчивости, умению хранить тайну, понимать и сопереживать [Ильин Е.П. Эмоции и чувства].
Важной социальной установкой школьника по отношению к партнёрам по общению является готовность к эмпатии. Высокий уровень готовности к эмпатии связан с щедростью, эмоциональностью, проявлением интереса к другим людям. Человек с низким уровнем эмпатии проявляет эгоистичность, сосредоточен на самом себе. В подростковом возрасте учащиеся начинают предъявлять друг к другу уже значительно более высокие требования нравственного характера.
Социальная дезадаптация широко распространена среди подростков, что тесно связано с низким качеством интерперсональных отношений и малым размером социальной сети. Ключевым условием социальной адаптации является надежная привязанность. Существует связь между эмпатией и привязанностью: у детей с ненадежным типом привязанности значимо ниже способность к распознаванию эмоционального состояния другого человека.
Развитая способность к эмпатии связана с успешным разрешением конфликтов и просоциальным поведением. Она растет в результате общения, в процессе которого запускаются механизмы межличностного познания и понимания.
Существует взаимосвязь эмоциональной регуляции и навыков эмпатии у детей и эмоциональной регуляцией, свойствами привязанности их матерей. Высокие показатели гиперактивности оказались связаны с низкими показателями когнитивной и аффективной эмпатии, а также показателями аффективной регуляции. Высокие показатели дефицита внимания и гиперактивности оказались связаны с выраженными признаками избегающей и амбивалентной привязанности матерей, суммарными показателями депрессии и эмоциональной лабильности. Привязанность и навыки регуляции эмоций у матери играют важную роль в регуляции эмоций и умении сопереживать детям.
Начальный этап развития подростка выражен «аккумулирующим» эффектом: ребенок начинает «Уходить в себя», отгораживается от окружающих людей (капризы, повышенная раздражительность, эмоциональная амбивалентность и т.д.). Такая «рассогласованность» с внешним миром приводит к более выраженной конфликтности и агрессивности, что зачастую усугубляет проявление эмпатии.
Наличие и расширение внешнего окружения старшего подростка повышает его мобильность, по-новому структурирует социальное пространство. Возникают стремление к сотрудничеству и и эмпатии.
Создатель одного из самых популярных инструментов для диагностики эмпатических способностей М. Дэвис рассматривает эмпатию как сложный многомерный конструкт, состоящий из четырех относительно независимых компонентов:
- способности к сопереживанию в виде присоединения к переживаниям персонажей фильмов и книг
- эмпатической заботы в виде стремления сочувствовать и альтруистически помогать людям, оказавшимся в трудной ситуации
- эмпатического дистресса в виде эмоционального заражения
- децентрации в виде способности вставать на точку зрения другого человека
Подросток высоко ценит свои отношения со сверстниками. Дружба становится одной из значимых ценностей в этом возрасте. Именно через дружеские взаимоотношения подросток усваивает основные черты взаимодействия людей.
Дети с низким уровнем эмпатии будут иметь более низкое статусное положение в группе сверстников, чем дети, имеющие высокий уровень эмпатии.