Если по сценарию в фильме есть эпизод какого-нибудь светского мероприятия, то где-то на заднем плане обязательно будет незатейливо пиликать струнный квартет. Есть такой "приёмчик" в российском кинематографе, замечали?
А вот известный китайский (гонконгский) режиссёр Цю Литао в своём новом фильме "Московская операция" (возможно, это рабочее название) "дал" музыкантам сразу две роли: основная - серьёзные московские исполнители классической музыки; второстепенная - характеристика тонкой, чувствительной натуры отрицательного героя - "плохого парня". Или, может быть, наоборот: чувства важнее? Ладно, зрителю решать!
Для осуществления идеи по всему Китаю бросили клич: "Иностранные музыканты с европейской внешностью! Ау! Кто может? Приезжайте в Харбин! Кино снимать будем."
После всех ковидных трудностей в Китае осталось жить и работать не так уж много иностранцев, а музыкантов среди них - и того меньше. Бросили клич в Мяньян (провинция Сычуань), в Гуйян (провинция Гуйчжоу) и в Куньмин. В Харбине тоже работают несколько человек из России-Белоруссии. Но в итоге, в столицу провинции Хэйлунцзян прилетели только куньминцы. Остальных - "не отпустили с работы" или последующих карантинов побоялись - не знаю (Харбин в то время был "красным", и по возвращении домой, следуя правилам, нужно было три дня отсидеть домашний карантин).
Так, к "некитайской" части оркестра Kunming International Philharmonic, которая волею судьбы стала надеждой и опорой музыкальной стороны проекта, добавилась неоднозначная компания: китайские студенты из Шанхая, латино-американцы, хипповые украинские парни из баров Гуанчжоу, педагоги музыкальных вузов, которые лекции читают, а не в оркестрах играют, другие "глубоко бывшие" музыканты, у которых даже не нашлось смокинга и бабочки.
В общем, как "с миру по нитке", со всего Китая собрали нужные лица: и для оркестра, и для массовки. А где не хватило, так уже китайцам клеили окладистые бороды и напяливали на них лохматые рыжие(?!) парики. Так гримёры решили проблему нехватки нужного количества "московских зрителей в зале".
Ну а что здесь такого? Есть же в китайском языке подходящее слово: 差不多 chabuduo, которое можно перевести как "нормально", "и так сойдёт"?
Приблизительно также думали и парни-контрабасисты из Гуанчжоу. Им пришлось купить смычки на Таобао, так как своих-то у них давно не было за ненадобностью: в джазовых клубах, где они работают, такая мелочь, как смычок, не нужна. Они же там pizzикатят! А новые смычки они положили в бумажный пакет из-под батона-багета и полетели в Харбин. Уже на репетиции эти парни смеялись и подкалывали друг друга, мол, сыграем Шостаковича?;))
Очевидно, Харбин был выбран для съёмок "русских" эпизодов фильма неслучайно. Этот город даже китайцы называют "русским". Здесь нашёлся подходящий антураж - театр в европейском стиле, с большими люстрами, с ярусами, ложами, бахромой на шторках. А на сцене поставили фанерную декорацию в виде фасада Большого театра. Чем не Москва?))
О чём кино
До приезда в Харбин версий, слухов ходило много. Кто-то даже уверял, что кино будет "про Путина". Да, смешно...
Фильм-экшен "Московская операция" основан на реальных событиях:
В 90-е годы российско-китайская торговля хорошо развивалась. Железнодорожным маршрутом Пекин-Москва активно пользовались группы китайских спекулянтов. Потом им надоело "трудиться" и они перешли к грабежам пассажиров. По территории Монголии обычно поезд шёл без охраны, и для бандитских групп появлялась хорошая возможность поживиться. Ограбления на этом маршруте, на его монгольском участке, не были редкостью. Но 26 мая 1993 года случилось самое громкое преступление на железнодорожном маршруте Пекин-Москва.
Расследованием этого дела занимались соответствующие управления России и Китая. Многие участники бандитских группировок получили высшую меру или пожизненные тюремные заключения.
Фильм Цю Литао - о ходе расследования, о работе китайских спецслужб на территории России. Это в общих чертах. Сценарий нам, естественно, читать не давали.
Оказывается, пару лет назад на эту тему уже был снят сериал совместного производства Россия-Китай. И название было почти такое же: "Операция "Москва"! И вот - новый взгляд... Интересно!
Я не смотрела предыдущую киноверсию событий 1993 года. Но думаю, что в ней нет такой музыкальной линии, которую придумал Цю Литао: отрицательному герою нравится творчество советского композитора Д.Д.Шостаковича, он часто приходит на концерт, чтобы послушать свою любимую Пятую симфонию. Поэтому в фильме будут звучать отрывки: начало первой части симфонии, почти вся вторая и грандиозный финал.
На этом музыкальном фоне снимались сцены: герой пришёл на концерт; пришёл на концерт с женой; во время концерта за ним из ложи следили чекисты, кажется, даже стреляли в него; был эпизод-"мечта"(герой-бандит в юности мечтал стать музыкантом и играть в оркестре на флейте. В этом эпизоде оркестр играл очень красивую, гениальную тему из Антракта к 3-му действию оперы "Кармен" Жоржа Бизе, а на флейте солировал "двойник" героя. Наш дирижёр - в прошлом, кстати, флейтист - подсказал актёру как нужно держать флейту. Эпизод этот получился чувственным и романтичным, так мне показалось).
Оркестр, как и должно быть при съёмке фильма или на ТВ, работал "под фонограмму". Только вот все были удивлены, что "под фанеру"...великого Гергиева! Но какие-то части записывались в режиме "живой звук" тоже, даже в приличном качестве, что для такой "сборной солянки" музыкантов - большое достижение!
Первый день нашей работы на площадке прошёл без кинокамер: мы репетировали Пятую симфонию Д.Д.Шостаковича. Перед дирижёром стояла непростая задача: собрать в единый организм разношёрстную компанию музыкантов этого необычного симфонического оркестра.
Приходилось работать за троих (или за четверых): лопались струны, рвался волос на смычках, пальцы горели. Но ведь это ШОСТАКОВИЧ! А коллег за спиной не слышно, они путаются в нотах, стесняются, прячутся. Тут и финал симфонии нужно играть в быстром темпе, пафосно, громко, ликующе. Да и вторая часть - вся на нерве...
Но за день репетиций всё-таки "слепили" нужные отрывки симфонии chabuduo 差不多 "нормально" .
День второй: Съёмка
Напомнили условия контракта:
- не пользоваться мобильными телефонами,
- не фотографировать съёмочный процесс, режиссёра, аппаратуру, актёров.
- перед съёмкой все должны быть загримированы:
- не возмущаться работой гримёра
Гримёрно-костюмерному цеху нужно было преобразить человек 400. Повсюду висели фотографии-подсказки внешности граждан России времён "лихих 90-х" (очевидно, по мнению китайцев. Потому что все типажи на этих фотографиях были ну очень стрёмные: грубые, некрасивые, с тяжёлым взглядом, со странными причёсками). Ещё для массовки (зрителей в театре) предлагались ювелирные украшения, наручные часы, сумки. Мы эти реквизиты не брали. Лично я решила, что мои наручные часы известной марки, основанной в 1853 году, вполне подойдут для московского музыканта 1993 года))
В итоге, всё равно кого-то из музыкантов возмутили чрезмерно выразительные брови, кому-то принципиальные гримёры пытались срезать нарощенные ресницы, аргументируя тем, что в 90-е в России "так не носили". Одного длинноволосого дедушку закучерявили так, что получился другой человек. Кому-то вообще парик надели...
Тем не менее, гримироваться для кино весело, прикольно и потешно.
Но после грима веселье закончилось...
Музыканты - народ стойкий, крепкий, привычный к разным условиям работы. Но когда "смена" длится 14 часов, то это уже перебор!
Да, мы не махали смычками всё это время. Но было бы лучше, если бы... махали! Потому что и оркестр, и массовка-зрители в зале-все просидели на своих местах несколько часов, ничего не делая. Ходить-выходить не разрешили. Съёмочная группа и режиссёр куда-то исчезли. Все просто сидели и маялись. В "зрительном зале" многие актёры уснули, кто-то грустно смотрел в одну точку, кто-то начал знакомиться с соседом, а были и такие персонажи, которые умудрились где-то хорошо "накатить".
Потом ассистенты объявили, что всех отпустят в 20.00, 21.00, 22.00...Но когда пробила полночь, оркестр заволновался. Кто-то мрачно вспомнил "Норд-Ост"...
Да, с китайцами сложно, у них "свой взгляд" на всё: на контракт, на обязательства, на людей, на работу.
После скандального первого дня съёмок второй пошёл в другом режиме:
начали после обеда; съёмочная группа активно передвигала с точки на точку специальный кран с камерой; не было безразмерных пауз; всё шло чётко, бодро, быстро. Даже вежливо попросили всех "потерпеть" и извинились за вчерашнее.
А ровно в 12 ночи сделали общее фото на память, на котором все - довольные и счастливые, без тени усталости (на самом деле, это опять работа гримёров. Это они периодически подкрадывались, припудривали, поправляли бабочки и воротники, подкручивали локоны).
На экраны фильм должен выйти в следующем году.
Что ж, посмотрим ЧТО там получилось!
А пока...
После нашего возвращения в Куньмин, в дирекцию оркестра нагрянула миграционная полиция. Теперь они грозят нам наказанием, серьёзными проблемами, возможно, штрафами. Идёт разбирательство: имели ли мы, музыканты, право сниматься в кино? Итог не ясен...
Как дети, право слово! Мы что, сами туда напросились? "Партия приказала" - мы поехали.
Вот, китайцы! Между собой договориться не могут!
Но зато теперь никто из нас больше не хочет сниматься в китайском кино!
Несмотря на то, что в жизни всё может быть...
Подписывайтесь на КАНАЛ!
Заходите, развлекайтесь, пишите комментарии - отвечу всем!