Российский рынок продолжает большую трансформацию. За девять месяцев об уходе объявили более 15 иностранных брендов, о приостановке деятельности в России - более 180 брендов. При этом растет число компаний, заявивших о перезапуске или продаже бизнеса локальному менеджменту. Эксперты рынка рассказали kp.ru, когда ждать возвращения брендов и какие новые игроки придут до конца 2022 года.
Одни уходят, другие приходят
Москва не ощутила значительной потери по ассортименту одежды, обуви и косметики. Освободившиеся места стали охотно занимать не только российские, но и итальянские, турецкие, арабские и белорусские бренды.
Лидерами по открытиям и введению новых форматов в 2022 году можно считать два столичных торговых центра - «Афимолл» и «Авиапарк». Среди прочих, здесь был открыт универмаг «Телеграф» с одеждой от московских дизайнеров и самый крупный магазин российского бренда LIMЕ - площадь 1000 квадратных метров.
- LIME планирует начать продавать мужские и детские линии коллекций с начала 2023 года, - рассказала kp.ru Евгения Хакбердиева, региональный директор департамента торговой недвижимости NF Group.
О выходе на российский рынок ведут переговоры международные компании из стран-партнеров: Казахстана, Белоруссии, Армении. Больше всех заинтересована Турция - переговоры сейчас ведут крупные производители одежды adL, Mudo, LTB, Twist и Ipekyol. Кроме того, выход на российский рынок сейчас обсуждают операторы из Казахстана, Белоруссии и Италии.
- На рынке появится армянский бренд Alex YVN. Известно, что в Москве они займут бывшее помещение Oysho в торговом центре «Афимолл», - сказала Евгения Хакбердиева.
«Zara» возвращается
Эксперты уверены, что иностранные компании продолжат до конца 2022 года продавать бизнес целиком или частично, другие же - передавать долю компании в доверительное управление локальному менеджменту на время.
Магазины бренда Zara вновь откроются в России в начале 2023 года, но уже под новым управлением и новым названием. Возьмут ли собственники примеры брендов Reserved и Mohito, которые сократили старые названия до нескольких букв - «RE» и «M» соответственно? В интернете уже стали обсуждать, что так может появиться новый бренд «Z» или «Za».
- Первые несколько сотен магазинов откроются в начале весны 2023 года, - рассказал Виктор Евтухов, замминистра промышленности и торговли РФ.
Соглашения о продаже достигнуты не только по сети Zara, но и Bershka - их выкупила компания Daher.
Напомним, что часть московских магазинов Zara уже частично отданы новым арендаторам: мультибрендовому бутику «Слепая курица shoes», магазину нижнего белья Tezenis, магазину товаров для дома BY Shop, магазинам женской одежды российский брендов Emka, 2MOOD, Mavelty и CHARUEL, сетевому магазину товаров для дома Williams Et Oliver. Бренд женской одежды YOU тоже претендует на места Zara.
Еще одно громкое возращение ожидается в ближайшее время - косметические бренды Lancome, Yves Saint Laurent, Kerastase, Giorgio Armani, Redken готовы снова поставлять продукцию в Россию, поэтому параллельный импорт их продукции запрещается.
Магазины детской и женской одежды Crockid, Cubby и Very Neat планирует занять места Mothercare. Еще пять магазинов до конца 2022 года планирует открыть Emka, а к 2024 году - утроить количество точек.
КСТАТИ
Большие бренды ждут перемен
Ушедшие бренды из ЦУМа и ГУМа не планируют возвращаться в связи с мировой обстановкой.
- Они не вернуться, пока не будет улажен конфликт. Речь про бренды уровня Dior, Chanel. Сейчас в ЦУМе пустовато, но пытаются заполнить полки новыми брендами (с меньшей узнаваемостью) - пока это слабо получается. В ГУМ многие люди просто приходят погулять и видят закрытые магазины, хотя витрины магазинов декорируют. Богатые москвичи никак не пострадали - если хотят новую сумку или туфли, то летят в Дубай и покупает все там, потому что курс очень выгодный сейчас для покупок, - рассказал kp.ru Дмитрий Куваев, историк моды.
КОНКРЕТНО
Бренды, объявившие об уходе с российского рынка
1. Prisma, Финляндия (продукты).
2. Hesburger, Финляндия (общественное питание).
3. Paulig Cafe & Store, Финляндия (общественное питание).
4. Nike, США (одежда и обувь).
5. Jacquemus, Франция (одежда и обувь).
6. JYSK, Дания (товары для дома).
7. Watsons, Китай (парфюмерия и косметика).
8. Victoria's Secret, США (одежда, нижнее белье).
9. Coty, Франция/США (парфюмерия и косметика).
10. Sandro, Франция (одежда и обувь).
11. Maje, Франция (одежда и обувь).
12. Mothercare, Великобритания (товары для детей).
13. Moncler, Италия (одежда и обувь).
14. Lush, Великобритания (парфюмерия и косметика).
15. Converse, США (одежда и обувь).
16. Lindt, Швейцария (шоколадные изделия).
17. Triumph, Германия (нижнее белье).
Бренды, оставшиеся на российском рынке
1. L'Occitane (Франция) - теперь «Л'Окситан».
2. OBI (Германия) - ОБИ (продажа и ребрендинг).
3. McDonald's (США) - «Вкусно - и точка» (была продажа и ребрендинг).
4. LPP Group: бренды Reserved, House, Cropp, Mohito и Sinsay (Польша) - RE, CR, M, «Син», «Хс».
5. CCC (Польша) - Obuv.
6. Levi's (США) - JNS/JEANS'а.
7. Helly Hansen (Норвегия) - «Хансен».
8. Reebok (США) - Sneaker Box (продажа турецкой компании FLO Retailing).
9. Starbucks (США) - Stars Coffee (продажа и ребрендинг).
10. Samsonite (США) - ЧемоданPRO.
11. Mango (Испания) - Mango (передача франчайзи).
12. Deichmann (Германия) - продажа российской компании и ребрендинг.
13. Crocs (США) - передача локальному менеджменту (КЛЭР), частичное открытие.
14. TOUS (Испания) - переоткрытие (работает в России через партнера Rashel Group).
15. Pizza Hut (США) - продажа российской компании «Ной-М».
16. KFC (США) - переговоры о продаже.
17. Sephora (Франция) - «Иль Де Ботэ» (передача локальному менеджменту).
18. Zara (Испания) - переговоры о продаже.
19. Bershka (Испания) - переговоры о продаже.