Найти тему
«Заповѣдная магистраль»

"В Горовастицу по Бологое-Полоцкой глуши". Рассказ о зимнем путешествии к отдалённой закрытой станции в Тверской области (много фото)

В 2015 году рассказ об этом небольшом путешествии был напечатан в популярном альманахе любителей железных дорог — журнале "Локотранс" (к сожалению уже давно прекратил печататься). Формат журнала сильно ограничивал авторов в плане количества отведённых для одной публикации страниц. Поэтому текст рассказа был несколько урезан, а состав иллюстраций так и вообще получился слишком ограниченным. Оно и понятно, печатное издание, нужно выдерживать определённые требования.

Здесь на Дзен такой проблемы нет, поэтому я посчитал нужным опубликовать этот рассказ здесь, тем более не ограничивая себя, а значит и Вас мои дорогие читатели, в количестве графического контента. В ту поездку я сделал достаточно большое количество снимков. Поэтому предлагаю Вам за чашечкой любимого напитка (чая, кофе, глинтвейна или ещё чего покрепче) в эти серые ноябрьские дни окунуться в мир заповедной магистрали Бологое-Полоцк.

-2

Итак, рассказываю. Идея поездки на бывшую станцию Горовастица Бологое-Полоцкой ЖД возникла не случайно. Дело в том, что несмотря на относительно небольшую удаленность от районного центра г.Осташков Тверской области, всего каких-то 35 км по железной дороге, попасть в Горовастицу довольно сложно. Автомобильных дорог ведущих туда нет (на момент 2015 года), а единственное возможное регулярное сообщение по железной дороге не позволяет совершить путешествие в тот край одним днём без ночёвки, поскольку курсирующая там одна пара пригородных поездов только раз в сутки проходит в сторону Бологого и один раз в сторону Осташкова.

Карта-схема маршрута совершенного пробега на снегоходах в р-н бывшей станции Горовастица
Карта-схема маршрута совершенного пробега на снегоходах в р-н бывшей станции Горовастица

Вот такую информацию о деревни Горовастица Осташковского р-на Тверской области можно почерпнуть из сети интернет на страничке Википедии:

«Находится в 34 километрах к северо-востоку от города Осташков. Расположена на открытой вершине пологого холма, возвышающегося на северо-востоке от озера Каменного. Связана полукилометровой проселочной дорогой только со станцией Горовастица на железной дороге «Бологое—Осташков—Великие Луки». Связь с селом Щучье, лежащим в 5 км к западу от деревни и имеющим регулярное автобусное сообщение с Осташковом — только верхом на лошади по труднопроходимым лесным дорогам вокруг озера или через Лукьяново. Автолавка не приезжает. По железной дороге до Осташкова 35 км — дальше, чем до Фирова (15 км) — центра соседнего района. Население по переписи 2002 года — 32 человека, 12 мужчин, 20 женщин».
Центральная и единственная улица в деревне Горовастица
Центральная и единственная улица в деревне Горовастица

Сама станция Горовастица была закрыта ещё в конце 80-х двадцатого столетия как неперспективная в силу сокращавшегося объёма движения поездов. Сегодня это просто остановочный пункт для пригородных поездов. Поэтому мне, как краеведу, проживающему так рядом с эти местом, но ни разу ещё не видевшего удивительно тихий р-н Горовастицы, кроме как мельком из окна поезда, очень сильно хотелось попасть туда. И найдя ещё двух единомышленников по духу в лице своих коллег по работе, было принято решение совершить марш-бросок на снегоходах в выходной субботней день в район бывшей станции Горовастица.

-5

И вот в свободный от рабочей суеты февральский субботний выходной коллектив небольшой одной организации из Осташкова практически в полном составе: директор, зам. директора по АХЧ и главный бухгалтер устремился на снегоходах в затерянный железнодорожный край (в то время я ещё не был профессиональным железнодорожником).

В связи с тем, что снегоходов было всего два, а наша команда состояла из трёх человек, для облегчения задачи и сокращения время прохождения пути, часть маршрута я проделал один на автомобиле до деревни Семеновщина, расположенной вблизи ОП 82 км Бологое-Полоцкой. Ровно в 10:00 одновременно я на автомобиле и мои коллеги на снегоходах выехали из Осташкова в направлении на Бологое. Погода выдалась в тот день не очень морозная, на термометре было не ниже минус 5 градусов Цельсия. Но стояла низкая облачность. Небо и земля практически сливались в один серый тон, поэтому света было очень мало, что не очень хорошо для фотосъёмки.

Мой путь до деревни Семеновщина пролегал по автомобильной дороге, идущей практически параллельно с железнодорожной линией до бывшей станции Чёрный Дор (тоже упраздненной, но несколько позднее в ноябре 2001г.), а коллеги на снегоходах так и шли вдоль железнодорожного полотна прямо по земляной насыпи. Участок от Бологое до Великих Лук был уложен в один путь, но с земляным полотном и опорами мостов под два пути. Это и позволяло выстроить маршрут на снегоходах прямо по ж.д. насыпи под второй путь до самой Горовастицы.

После Чёрного Дора автомобильная дорога уходит влево от ж.д. линии на деревню Гринино, расходясь с ней. Там я сворачиваю направо в направлении деревень Междуречье и Семеновщина. Какие же здесь удивительно красивые места! Проезжая деревню Междуречье невозможно не восхищаться: добротные каменные дома с побелкой, стройные белоствольные берёзки, выстроившиеся в ряд, сложенные дровяники и сладковатый запах дыма от печек. Настоящая затерянная Русь, наши корни и забытые традиции чувствуются в каждой мелочи и детали этих мест. Здесь когда-то кипела бойкая и самобытная деревенская жизнь, со своим вековыми обычаями, традициями и жизненным укладом. Теперь только напоминания о былых временах в ещё оставшихся домах, добрая часть которых уже давно брошена своими хозяевами, покинувшими навсегда эти края.

Один из домов в деревне Семёновщина
Один из домов в деревне Семёновщина

Как и ожидалось, в Семеновщину на автомобиле я добрался раньше своих коллег на снегоходах. Припарковал автомобиль на перекрестке в центре деревни возле старинного кирпичного двухэтажного здания, предположительно бывший трактир, не иначе.

На перекрестке дорог в деревне Семёновщина
На перекрестке дорог в деревне Семёновщина

Успел переодеться в теплую зимнюю экипировку, и взяв фотокамеру на плечо, направился к платформе остановочного пункта 82 км. В ожидании своих коллег принялся за фотосъёмку типового сторожевого дома Бологое-Полоцкой недалеко от остановочной платформы.

Типовой сторожевой дом с дровяным сараем на ОП 82 км Бологое-Полоцкой железной дороги
Типовой сторожевой дом с дровяным сараем на ОП 82 км Бологое-Полоцкой железной дороги

Здание всё ещё используется путейцами и не выглядит заброшенным. На заднем дворе расположился бревенчатый дровяной сарай, а посреди растёт яблонька. Весной здесь особенно красиво, когда начинают белоснежно цвести яблоня.

Дворик сторожевого дома. Путейцы используют его в качестве своего околотка
Дворик сторожевого дома. Путейцы используют его в качестве своего околотка

У меня даже возникло желание весной организовать здесь пикник с самоваром, натопить его сосновыми шишками и наслаждаться ароматом свежего чёрного чая под шум ветра, играющего в ветвях елей и смотреть вдаль в ожидании очень редко проходящего здесь поезда.

Походный самовар автора канала
Походный самовар автора канала

Но долго ждать мне не пришлось, минут через 15 моего пребывания на остановочной платформе 81 км в направлении из Осташкова послышался отчетливый шум двигателей снегоходов.

А вот и мои коллеги. Не припозднились, я даже не успел заскучать в ожидании
А вот и мои коллеги. Не припозднились, я даже не успел заскучать в ожидании

Непродолжительный пит-стоп чтобы обменяться свежими впечатлениями от уже пройденной части маршрута и вот теперь в полном составе мы втроём на снегоходах с ОП 82 км устремляемся в направлении бывшей станции Горовастица, расположенной на 72/73 км дистанции пути. Несложно подсчитать, что до станции по насыпи нам всего нужно пройти около 9-10 км.

ОП 82 км - место встречи всей группы
ОП 82 км - место встречи всей группы

От 82 км и до Горовастицы железная дорога узкой полосой насыпи пролегла по краю через огромное клюквенное болото Лебяжье, длинной чуть ли не 15 км. В заливах болота водятся бобры и строят свои плотины прямо у насыпи. Стоит только поражаться титаническому труду строителей Бологое-Полоцкой сумевших проложить дорогу в столь сложной болотистой местности.

Осенний снимок огромного бескрайнего болота Лебежье между ОП 82 км и бывшей станцией Горовастица
Осенний снимок огромного бескрайнего болота Лебежье между ОП 82 км и бывшей станцией Горовастица

По правую руку в направлении движения к станции Горовастица виднеются покосившиеся телефонные столбы с проводами, остатки бывшей линии связи. Несмотря на довольно теплую погоду для данного времени года, холодный ветер неприятно обжигает лицо во время движения на снегоходе. Двигаемся осторожно, аккуратно пересекая железнодорожные мосты, и периодически оглядываемся назад, на случай возможного появления поезда. Мелькающие километровые столбы говорят нам о скором приближении к станции: 78, 77, 76, 75, 74 км пути, а вот уже и показался закрещёный двумя планками недействующий чётный предупредительный светофор.

Предупредительный линзовый светофор — большая теперь редкость наравне с семафором на российских железных дорогах
Предупредительный линзовый светофор — большая теперь редкость наравне с семафором на российских железных дорогах

Прожекторные светофоры теперь большая уже редкость на российских железных дорогах. Дальше через километр проходим недействующий входной светофор в западной горловине станции. Слева видим остатки старинного товарного вагона (НТВ), в котором когда-то располагался резервный дизель-генератор, а справа виднеется каменное основание погрузочной площадки. Ещё минута следования по занесенному полностью снегом второму боковому пути и вот мы уже оказываемся перед платформой станции на пороге старинного вокзала, но теперь уже и не станции даже, а просто остановочного пункта Горовастица.

Вокзал IV класса бывшей станции Горовастица, вид со стороны жд путей и пассажирской платформы
Вокзал IV класса бывшей станции Горовастица, вид со стороны жд путей и пассажирской платформы

Вокзал станции несмотря на то, что был когда-то заколочен, уже давным давно стоял обветшавший, полностью разграбленный и представлял из себя довольно печальное зрелище, особенно со стороны пассажирской платформы. Станция неоднократно подвергалась авианалетам немцев во время Великой Отечественной войны 1941-1945гг., и ещё тогда в те трагические годы лишилось своей изящной мансарды с флюгером, которые мы все ещё можем наблюдать на аналогичных станциях Бологое-Полоцкой в Куженкино и Баталино.

Вокзал на станции Баталино, 39/40 км Бологое-Полоцкой линии
Вокзал на станции Баталино, 39/40 км Бологое-Полоцкой линии

А вот с тыльной стороны вокзал станции Горовастица, если не обращать внимания на общий хаос и запустение, как и прежде в старину был красив и изящен. Он сохранил черты былого аристократизма и шарма, присущего служебному фонду этой николаевской дороги начала ХХ века. Выносные стропила уцелели и несут частично сохранившийся фронтон, просматриваются и прочие элементы декора.

Остатки былого аристократизма в вокзальных стенах на бывшей станции Горовастица. Был снесён согласно распоряжению ОАО "РЖД" осенью 2016 года. Эти снимки оказались одними из последних, где запечатлён вокзал
Остатки былого аристократизма в вокзальных стенах на бывшей станции Горовастица. Был снесён согласно распоряжению ОАО "РЖД" осенью 2016 года. Эти снимки оказались одними из последних, где запечатлён вокзал

Станция представляла собой образец классического русского деревянного модерна, сочетавшего в себе дачный усадебный стиль. По всей видимости, авиаудары немцев во время ВОВ 1941-1945гг. в основном пришлись на пути и платформу, поэтому с тыльной стороны здание вокзала сохранилось гораздо лучше.

Сохранившиеся элементы декора бывшей станции Горовастица с тыльной стороны вокзала.
Сохранившиеся элементы декора бывшей станции Горовастица с тыльной стороны вокзала.

Внутри вокзала царило полное запустение, за те годы безвременья, что здание находилось брошенным, вандалы вынесли и разломали почти всё что только можно. Уникальное сооружение, памятник николаевской эпохи, кусочек нашей истории оказался просто на просто никому не нужен в наше время здесь в этой глуши.

В Горовастице, в отличии от других сохранившихся вокзалов на этой линии, внутренняя планировка была оригинальной, т.е. ещё с царских времен. В частности данное помещение изначально служило залом ожидания для пассажиров III класса
В Горовастице, в отличии от других сохранившихся вокзалов на этой линии, внутренняя планировка была оригинальной, т.е. ещё с царских времен. В частности данное помещение изначально служило залом ожидания для пассажиров III класса

Железная дорога в одночасье, в целях экономии расходов, отказалось от своего имущества, культурного наследия служебной архитектуры начала ХХ века, просто заколотив окна вокзала досками, посчитав это вполне достаточной мерой для его дальнейшей сохранности, не задумываясь об истинной его ценности и эстетической красоте, о духовном наследии современной России.

-20

Мышление современных людей, к сожалению, уже не такое, каким было ещё не так давно, всего 100 лет назад до революции 1917г., и теперь в новых условиях настроено только на получение экономической выгоды и навсегда кажется полностью оторвано от человеческой души, чувства прекрасного и созидательного.

Круглая утермарковская печь в металлическом футляре, которая поддерживала тепло в вокзальных помещениях, несмотря на высокие потолки и вытянутые большие окна
Круглая утермарковская печь в металлическом футляре, которая поддерживала тепло в вокзальных помещениях, несмотря на высокие потолки и вытянутые большие окна

А напротив вокзала, на другой стороне через железнодорожные пути расположено «водоёмное здание», сохранившее оригинальную конструкцию купола, венчавшие подобные сооружения на Бологое-Полоцкой.

«Водоёмное здание» на бывшей станции Горовастица
«Водоёмное здание» на бывшей станции Горовастица

Такой купол сохранился только на подобной башне этой же линии на станции Куженкино.

Оригинальный купол, уцелевший на водонапорной башни в Горовастице
Оригинальный купол, уцелевший на водонапорной башни в Горовастице

Разглядываем детали кладки водонапорной башни: старинная основательная каменная кладка стен вся в многочисленных от выбоин, полученных от осколков разорвавшихся авиационных бомб, словно незаживающие раны на теле. Ближе к основанию водонапорной башни замечаем замурованный осевой геодезический знак с отметкой 5987.

Реперный знак
Реперный знак

Заходим внутрь и видим крутую винтовую лестницу, поднимающуюся наверх к бакам и остатки вертикального парового котла системы Шухова для подогрева воды.

Винтовая лестница, ведущая на верх к водяным бакам и вертикальный паровой котёл Шухова внутри водонапорной башни в Горовастице
Винтовая лестница, ведущая на верх к водяным бакам и вертикальный паровой котёл Шухова внутри водонапорной башни в Горовастице

Стоит отметить, что в 1941 году железная дорога Бологое-Великие Луки была частично разобрана на участке от Великих Лук до Осташкова. Рельсы заканчивались перед станцией Осташков, доходя только до Рудинского моста, который был заминирован и приготовлен к подрыву на случай продвижения немцев дальше по линии на северо-восток на Бологое. Поэтому именно до станции Горовастица и доходили военные эшелоны с танками и прочей техникой, которые затем уже направлялись своим ходом отсюда на восточный берег озера Селигер для перегруппировки.

Водонапорная башня - торжественна и красочна, словно обелиск. Один из символов линии, центр её обихода
Водонапорная башня - торжественна и красочна, словно обелиск. Один из символов линии, центр её обихода

Едем дальше, садимся на снегоходы и отправляемся далее по линии на 71 км пути. Проходим нечётную горловину станции, невдалеке виднеется закрещенный выходной светофор.

Недействующий выходной нечётный светофор с первого главного пути на бывшей станции Горовастица. Вид в сторону станции Фирово
Недействующий выходной нечётный светофор с первого главного пути на бывшей станции Горовастица. Вид в сторону станции Фирово

Слева видим остатки фундамента и печных труб сгоревшей путейской казармы и обветшалый огромный служебный сарай.

Остатки огромного путейского сарая
Остатки огромного путейского сарая

Проезжаем мимо выходного светофора в направлении Бологое. Минут через пять оказываемся на 71 км с типовым сторожевым домиком площадью 6,16 кв. сажень. Здание отлично сохранилось и практически не тронуто переделками, сегодня мы видим его в оригинальной старинной окраске, над крышей домика виден фронтон, сохранились все элементы декора и табличка с указанием километра пути.

Прекрасно сохранившийся типовой сторожевой дом постройки 1902-1906гг. на 71 км Бологое-Полоцкой. В настоящее время не сохранилось, эти снимки одни из последних
Прекрасно сохранившийся типовой сторожевой дом постройки 1902-1906гг. на 71 км Бологое-Полоцкой. В настоящее время не сохранилось, эти снимки одни из последних

Такое хорошо сохранившееся здание, в силу труднодоступности своего месторасположения, единственное на сегодня на всей Бологое-Полоцкой линии. Сейчас оно брошено и может быть утрачено навсегда в любой момент, например весной при пожаре.

Рамы элементы декора полностью аутентичные
Рамы элементы декора полностью аутентичные

Обидно будет очень, если исчезнет подобный раритет Бологое-Полоцкой. А возле домика, как и полагается, расположился яблоневый сад.

-31

Запечатлев на фотоснимки это милое запустение, лежащее в самой глуши перегона Осташков-Фирово Бологое-Полоцкой ж.д. отправляемся в обратный путь.

Скромное убранство сторожевого дома
Скромное убранство сторожевого дома

Перед нечётной горловиной станции сворачиваем через переезд налево в болото Лебяжье, покрытое летом мхом и сплошь состоящее из низкорослых сосёнок, напоминающее лесотундру из северных широт нашей страны.

Вид на станцию Горовастицу со стороны болота Лебяжье
Вид на станцию Горовастицу со стороны болота Лебяжье

Двигаемся по болоту на снегоходах достаточно быстро, есть опасность угодить в одно из так называемых «окон» в болоте и тогда несдобровать. Ставлю короткую выдержку на фотокамере и пытаюсь сделать на полном ходу снимок станции Горовастица и прилегающего к ней посёлка со стороны болота. Думаю, что снимков с этого ракурса станции не делал ещё никто! Погода и облачность не дали возможность сделать четкий яркий снимок и всё же мне удается запечатлеть станцию с этой довольно интересной точки. Станция Горовастица, словно островок жизни раскинулась узкой полосой, вписываясь в местный ландшафт, по одну сторону которой топкое болото Лебяжье, а с другой стороны - лесной массив труднопроходимой глуши Тверской губернии.

Возвращаемся на саму станцию из болота. Продираемся на снегоходах сквозь засохшие заросли высокого бурьяна и огородами выезжаем на главную улицу пристанционного поселка, занесенную напрочь глубоким снегом.

Вид на станцию Горовастица со стороны пристанционного посёлка
Вид на станцию Горовастица со стороны пристанционного посёлка

В пристанционном поселке очень тихо, кругом ни души... Не слышно даже раздражительного лая деревенских собак, не чувствуется запах дыма, стелящегося густой пеленой из печных труб. Кругом покосившиеся заборы да обветшалые избы. Неподалеку находим заброшенное здание без окон и дверей с табличкой, напоминающей лишь о том, что когда-то здесь располагалось местное лесничество.

Бывшее лесничество
Бывшее лесничество

Всего несколько ухоженных домов и сложенных возле них поленниц говорят о том, что изредка дачники всё ещё посещают эти забытые богом места. Тишину ненадолго нарушил лишь гудок проходящего маневрового тепловоза ТЭМ2УМ-748 с поездом, состоящим всего из одной цистерны, который направлялся в сторону станции Фирово.

Маневровый тепловоз серии ТЭМ2УМ с грузовым поездом из Осташкова прошёл на Фирово
Маневровый тепловоз серии ТЭМ2УМ с грузовым поездом из Осташкова прошёл на Фирово

Забытый и затерянный край, отрешённый от потоков оживлённых современной цивилизации, а всего в каких-то 70 км отсюда в Бологое течет совершенно иная жизнь, проносятся скоростные и фирменные поезда типа «Сапсан» или «Ласточка», «Невский экспресс» и «Красная стрела» сообщением С.-Петербург-Москва, пассажиры которых даже и не подозревают, что где-то совсем рядом, в полсотни с небольшим километров от главного хода, существует такая Богом забытая глухомань. Железная дорога принесла в этот дикий край сто с небольшим лет тому назад цивилизацию и регулярное сообщение. Принесла в эту глушь такие современные блага того времени как почта, телеграф и, спустя век с небольшим, по ней же безвозвратно уехала из этих мест, кажется теперь навсегда. Парадокс, да и только современной России.

"Умели же раньше строить! Капитально, на века! Да ещё и со вкусом"
"Умели же раньше строить! Капитально, на века! Да ещё и со вкусом"

Следующим пунктом нашего пробега стала сама деревня Горовастица, расположенная неподалеку в полутора километрах от самой станции. Сворачиваем на тропу за водонапорной башней и по ней направляемся в саму деревеньку. Деревня расположена, как и сказано в Википедии, на открытом пологом холме и имеет всего одну центральную улицу. На въезде в деревню встречаем двух местных мужиков, скрупулёзно занятых ремонтом гусеничного трактора с нехитрым навесным оборудованием для расчистки улицы от снега.

Пит-стоп в самой деревне Горовастица
Пит-стоп в самой деревне Горовастица

Народ в этих местах живёт простой, не прочь поговорить за жизнь с нечастыми здесь приезжими гостями, такими как мы. Остановились, поздоровались с ними, расспросили про рыбалку и огромных размеров сомов, обитающих по слухам на Каменном озере близ деревни, и пожелав доброго дня, двинулись дальше по центральной улице по направлению к озеру.

Разговор с местными мужиками
Разговор с местными мужиками

Центральная улица Горовастицы пестрит каменными и деревянными русскими избами от вполне жилых, аккуратных и довольно ухоженных.

-40

До полностью разбитых и брошенных своими прежними хозяевами.

Остатки двухэтажного кирпичного дома. Не иначе как барским был
Остатки двухэтажного кирпичного дома. Не иначе как барским был

Примерно на середине деревни сворачиваем на юго-запад к озеру Каменное, снабжавшим когда-то своей водой паровозы на станции Горовастица в былые времена.

Сворачиваем налево в сторону озера Каменное
Сворачиваем налево в сторону озера Каменное

А возле озера на берегу находим остатки водоподъёмного здания, расположенного если смотреть на карту в северо-восточной точке озера.

Руины бывшего водоподъёмного здания или в просторечии водокачки
Руины бывшего водоподъёмного здания или в просторечии водокачки

Подобные сооружения строились по наикратчайшему пути для подачи воды из водоёма на станцию, поэтому найти их в окрестностях станций Бологое-Полоцкой довольно несложно, полагаясь на такую простую логику строителей линии. От здания практически ничего не осталось, ни паровых котлов, ни перекрытий, ни деревянной пристройки для помещения дежурного машиниста, ни кровли, но основательность старинных стен из красного кирпича и природного камня способна восхищать взгляды просвещённых краеведов и сегодня.

Основательная кладка стен, напоминающая нам средневековые замки
Основательная кладка стен, напоминающая нам средневековые замки

Вся Бологое-Полоцкая ж.д. была выполнена в едином архитектурном стиле, который подчеркивал западное направление магистрали, устремлённой в Европу, протянувшуюся дальше за Полоцк до города Седлец, расположенного близ столицы Польши Варшавы. Архитекторы Бологое-Полоцкой С.Воловский и В.Мышак поляки по происхождению привнесли в этот глухой край российской глубинки кусочек Европы и воплотили её в служебном фонде железной дороги. В стенах водонапорных башен и водоподъёмных зданий Бологое-Полоцкой отчётливо просматривается так называемый «каролингский» архитектурный стиль, характерный для средневековой Европы, сложившийся во Франции, Германии и Нидерландах при дворе императора Карла Великого (768-814), стремившегося воссоздать на Севере имперский римский стиль.

Природный камень сочетается с красным кирпичом - характерный западноевропейский стиль в архитектуре
Природный камень сочетается с красным кирпичом - характерный западноевропейский стиль в архитектуре

Одним из последних пунктов нашего снегоходного пробега стало озеро Каменное. На озере нам встретился местный рыбак Сергей, из близ расположенной на противоположном берегу от Горовастицы деревни Щучье. По словам рыбака (в чём мы и сами потом убедились) озеро Каменное совсем неглубокое, средняя глубина достигает всего 1,2 -1,5м, дно илистое. При этом озеро довольно приличное по площади. На льду озера Каменное был организован очередной пит-стоп с горячим чаепитием из термосов и домашних заготовок.

Вся команда в одном кадре. Пробуем наловить окуней на уху
Вся команда в одном кадре. Пробуем наловить окуней на уху

На озере нам также удалось отыскать огромный валун, принесённый сюда тысячи лет назад ледником из Хибин, благодаря которому озеро полностью оправдывает своё название Каменное. Его, кстати, можно увидеть даже на снимках из космоса в Яндекс картах.

Тот самый огромный валун на озере Каменном
Тот самый огромный валун на озере Каменном

Обратный путь до деревни Семеновщина решили пройти через деревню Щучье со старинной церковью XVIII века на погосте, а также решили заехать и в соседнюю Чигориху.

Старинная церковь XVIII века Успения Пресвятой Богородицы на погосте в деревни Щучье Осташковского р-на Тверской области
Старинная церковь XVIII века Успения Пресвятой Богородицы на погосте в деревни Щучье Осташковского р-на Тверской области
Жилые дома в деревне Щучье
Жилые дома в деревне Щучье

На пути в Чигориху через поля путь преградили заросли из высохшего борщевика, высотой больше человеческого роста, буквально заполонившего здесь собой всё кругом. Чигориха вообще оказалась практически мёртвой деревней, лишь несколько ухоженных домов, в которые вероятно летом, бывают, наведываются дачники. Зимой кроме как на снегоходе сюда и не добраться, снега практически по пояс, дороги нигде не чистят, даже полноприводные УАЗ или Нива в это время года здесь не пройдут.

Дом на перекрёстке в деревне Семёновщина
Дом на перекрёстке в деревне Семёновщина

Грустное осталось в итоге впечатление от всего увиденного. Жизнь ушла из этих когда-то относительно населённых деревень, такое унылое настроение не покидало меня всю обратную дорогу. Начавшиеся ещё в 30-х годах двадцатого столетия процессы оттока населения из деревень в города сделали своё чёрное дело, кажется уже навсегда, забрав жизнь из этих заповедных мест Бологое-Полоцкой глуши.

Алексей Алексеев, член ВОЛЖД. Все фото автора. Февраль 2015г.

-51