Спойлер: да.
Предпринимательство создано для отчаянных и самоуверенных людей. Я знаю это, потому что я - один из них. Находясь на пороге 23-летия и наблюдая за тем, как весь мир оправляется от последствий двухлетней пандемии, мне в голову пришла идея открыть свой аутсорсинг-центр.
Всем привет, меня зовут Кирилл Никитин, и являюсь основателем NCG FULFILLMENT в Санкт-Петербурге. Первые мысли о создании пришли поздней осенью 2021 года – в то время в круг моих интересов уже входила сфера электронной коммерции и присутствовало понимание многих процессов из этой отрасли.
Сегодня каждый второй знает, чем занимаются аутсорсинг-центры, так как они, в большей степени, связаны с маркетплейсами, однако, еще год назад это направление не было настолько популярным. Моя деятельность в качестве поставщика на WB подходила к логичному завершению в ноябре 2021 года, когда я обратил внимание на то, как востребованы среди коллег качественно оказанные логистические и складские услуги. Отсюда и начинается точка отсчета.
Бизнес-план.
На его создание ушел месяц. К счастью, мои аналитические способности позволили предусмотреть многие моменты (но не все, такова реальность). Основная цель при выстраивании стратегии заключалась в том, чтобы наверняка определить направление развития бизнеса и дать краткое представление о нем для потенциальных новых партнеров и клиентов.
Структура плана зависит от исходных данных, но база всегда одна – ограничения и потребности компании. Планирую ли я предоставлять услуги по выполнению заказов для стартапов или сосредоточусь на обслуживании уже существующих компаний? Сколько понадобится времени, чтобы собрать стартовый капитал, или лучше готовиться к запуску уже сегодня? Если отобразить схематично, то, в итоге, мой бизнес-план выглядел так:
Название и регистрация организации.
Это был наименее затруднительный этап из всех имеющихся. Так как в прошлом я был селлером на ВБ, то ИП открывать не пришлось. Если же Вам никогда не приходилось этим заниматься, то нужный запрос в поисковой строке выдаст максимально подробную инструкцию с различными деталями и перечнем необходимых документов.
Поиск подходящего склада.
Основу любого фулфилмента составляет помещение, в котором будут происходить большинство процессов, и где будут храниться товары поставщиков. Как предпринимателю, планирующему выйти на рынок аутсорса, мне было важно найти подходящий склад - тот, который оборудован для хранения и отгрузки товаров и расположен в географически стратегически важном месте для обслуживания будущих заказчиков.
Так как фокус был установлен на обычный фулфилмент, а не на специфичную нишу (мы не работаем с химикатами и опасными веществами), то проблем с арендой помещения возникнуть не должно было. Но у меня существовал ряд критериев – охраняемая территория, качество здания (не хотелось тратить время на ремонт и тех.обслуживание), пропускная система, квадратура и бюджет -, поэтому поиски затянулись еще на месяц. Как только договор аренды был заключен, возник вопрос об обустройстве помещения.
Оснащение склада.
Повторюсь, все зависит от специализации фулфилмента. Если предприниматель планирует предоставлять только складские услуги, то необходимо советующее для этих нужд оборудование - промышленные стеллажи, тележки, погрузчики и система каталогизации. В моем случае, помимо вышеуказанного, в списке значились логистические услуги (доставка товара), подготовка продукции к реализации на маркетплейсе (упаковка, маркировка, сортировка и др.), поэтому я приобрел станок для запайки, весы, упаковочные материалы, и арендовал грузовик.
Другое оборудование, нуждающееся в инвестировании, включает в себя компьютерную систему, бухгалтерское программное обеспечение, офисную мебель и расходные материалы.
Команда.
Пожалуй, самый важный актив фулфилмент-бизнеса. Работа с мотивированной, квалифицированной командой ведет к более высокому уровню продуктивности и уменьшает количество часов, потерянных из-за ошибок или инцидентов на складе. Мне потребовалось потратить пару недель, чтобы найти профессионалов, обладающих соответствующими навыками и опытом - от менеджеров, занимающихся обслуживанием клиентов и управлением учетными записями до работников склада и водителей, - и выделить бюджет на выплату им конкурентоспособной заработной платы. Наученный горьким опытом, могу заявить, что низкая заработная плата и дискомфортная рабочая среда приводят к высокой текучести кадров и потери производительности, которая, в конечном счете, влияет непосредственно на владельца бизнеса.
Маркетинг
Последним шагом в запуске фулфилмента являлось установление контактов с потенциальными клиентами. Моя целевая аудитория была известна изначально – поставщики крупнейших маркетплейсов в стране.
После, когда речь зашла о продвижении бизнеса, я сосредоточился на рекламе в социальных сетях, ориентированной на владельцев компаний, пользующихся услугами фулфилмента. Использование рассылок, заманчивых акций, освещение работы предприятия – Вы можете использовать все, что захотите, потому что универсальной маркетинговой стратегии нет.
Таким был мой путь в ретроспективе последних 12 месяцев. На сегодняшний момент я имею постоянную клиентскую базу, команду специалистов в растущем аутсорсинг-центре, ежедневные заказы, но самое главное – это колоссальный опыт управления в организации, которая однажды превратится в целую сеть.