Найти тему
Navygaming Channel

Авария субмарины/62. Затонуть дважды способен не каждый ("Единорог")

Вспоминаем аварии, происшествия с отечественными подводными лодками, рассматриваем детали и особенности, используя открытые и доступные источники (список литературы - в конце статьи). Цель - вспомнить, уточнить, сделать выводы. Не делим героев-подводников "на своих и чужих", все они - подводники русского флота, которые выполняли свой долг как могли, как понимали, как умели, как верили.

Судьба боевые кораблей всегда непредсказуема, одни корабли долго служат своей стране и флоту, другие гибнут в первой выходе в море, есть и такие, которые гибнут и не один раз. Именно таким странным способом "отличилась" подводная лодка "Единорог". Именно она стала подводной лодкой отечественного флота, которая, кроме всем печально известного "Дельфина, тонувшего дважды, тоже умудрилась затонуть два раза.

Схема внешнего вида подводной лодки типа "Барс" - возможно, "Единорога"
Схема внешнего вида подводной лодки типа "Барс" - возможно, "Единорога"

12 сентября 1917 года подводная лодка Балтийского флота «Единорог» (тип «Барс»), командир фон Эльснер, вышла из Ганге, следуя на свою позицию. В 11:00 в условиях плохой видимости подводная лодка у ос­трова Эре совершила преждевременный поворот и в ре­зультате этого на скорости 13 узлов выскочила на каменистую банку в районе глубин 12 метров. Причем причиной этой навигационной аварии по разным источникам считается или сложная навигационная обстановка (сильный ветер прижал к воде сигнальную веху, которая предупреждала о рифах о.Эрэ) или это была намеренное вредительство, так как команда сочувствующая большевикам не хотела выходить на боевую позицию, для чего и был сделан преждевременный поворот.

В носовой части корпус лодки дал трещину, и внутрь началось поступление воды, но с ней справля­лись, откачивая помпой. Кроме этого «Единорог» сильно повредил винты, и предпринять что-либо для снятия с ме­ли своими силами оказалось невозможным. Свидетелем бедствия русской лодки стала английская субмарина «Е-8» - одна из дивизиона подводных лодок Ве­ликобритании, поступивших в октябре 1914 года в распоряжение командующего Балтийским флотом и действовавших с наших баз. «Е-8», которой командовал лейтенант Томас Керр, так же выходила из Ганге в боевой поход. Два часа она оставалась вблизи пострадавшего «Единорога», но оказать какую-либо помощь была не в силах.

Подводная лодка "Единорог"
Подводная лодка "Единорог"

В течение получаса корпус «Единорога» било о камни, пока его в 11:35 не снял с банки, проходивший мимо, буксир «Атту». Следуя на буксире в Ревель для ремонта, «Единорог» через час после начала буксировки снова выскочил на камни. Прочный корпус лодки получил новые повреждения. И на этот раз авария оказалась более серьезной. Наткнувшись на камни второй раз, подводная лодка буквально переползла через подводное препятствие. При ударе подводная лодка высоко задрала нос, и буксир протащил её по камням всем днищем. Когда буксир «Атту» остановился, «Единорог» оставался сидеть на камнях кормовой частью, а ее носовая балластная цистерна была совершенно разрушена. Корпус «Единорога» получил многочисленные выпучины и разрывы обшивки. Справиться с поступлением воды во внутренние помещения субмарины было уже невозможно. Положение усугублялось отсутствием у подводной лодки этого типа поперечных переборок, способных преградить путь воде. Команда была вынуждена покинуть лодку и перейти на борт «Атту». В 13:00 «Единорог» затонул носом на глубине 13,5 метра, в то время как корма осталась на камнях над водой на глубине места 5 метров.

Через две недели 24 сентября к месту гибели «Единоро­га» прибыло спасательное судно «Волхов». На следующий день лодка была поднята, и 7 октября приведена и Ревель на судостроительную верфь «Ноблесснер» для ремонта. Но завершить ремонт не успели: Моонзундская операция, революционные события в стране, забастовки, гражданская война.

Учебное судно "Петр Великий"
Учебное судно "Петр Великий"

В феврале 1918 года, во избежание захвата немцами, флот эвакуировался из Ревеля. К моменту эвакуации на подводной лодке отсутствовали дизеля, поэтому в Гельсингфорс лодка шла на буксире учебного корабля (бывшего броненосца) "Петр Великий". При сжатии льдами в прочном корпусе подводной лодки швы разошлись, началось поступление воды в корпус, помпы не работали из-за отсутствия электроэнергии. Из-за поступления воды появился дифферент на корму, не имея возможности спасти лодку экипаж перешел на "Петр Великий". На виду у многих кораблей, следовавших тем же путем подводная лодка встала почти вертикально и затонула в районе маяка Кокшер ,примерно на середине Финского залива. На этот раз уже окончательно. В 2009 году лодка была обнаружена на дне Балтийского моря эстонскими исследователями.

Подводная лодка "Единорог" на дне
Подводная лодка "Единорог" на дне

Можно встретить и другой вариант событий, основным отличием от которого является тот факт, что основные серьезные повреждения лодка получила уже при первом вылете на камни. При посадке на подводные камни с острыми краями подводная лодка проползла по ним всей длиной своего корпуса. постепенно замедляя ход, лодка с креном на правый борт и с небольшим дифферентом на корму, остановилась. Первый удар был настолько сильный, что в машинном отделении сорвало с фундаментов дизеля, которые по инерции сдвинуло друг на друга. Носовая балластная цистерна была разрушена, в носовой части субмарина получила большую пробоину, обшивку во многих местах разорвало. Деревянный подкильный брус полностью разрушился, его обломки всплыли на поверхность воды. В ходе последующих ударов подводная лодка получила еще несколько пробоин, выбило днища аккумуляторных баков в местах разрыва прочного корпуса. Лопасти гребных винтов оказались обломанными, гребные валы- погнутыми. Баллер руля был частично вырван и изогнут, а перо вертикального руля смято. Вода постепенно заполняла корпус и дифферент на корму начал переходить на нос. Откачать воду не удалось, вода прибывала и дифферент на нос стал резко увеличиваться - лодка постепенно сползала с камней вперед и уходила на глубину. На лодке погас свет, появился запах хлора. В этих условиях в 11.10 экипаж покинул корабль, предварительно открыв клапаны подачи воздуха высокого давления для создания противодавления внутри прочного корпуса, и задраил за собой рубочный люк. Экипаж собрался на кормовой надстройке и вскоре перешел на случайно проходивший мимо буксир. Вскоре лодка, несмотря на попытку создания противодавления с помощью ВВД затонула на глубине 14 м. Спасательное судно "Волхов" поняло лодку и доставило ее в Ревель.

Спуск на воду спасательного судна "Волхов", 1913 год
Спуск на воду спасательного судна "Волхов", 1913 год

Какая версия более правдоподобна - сложно сказать.

Источники: Лисин,С. Хронология аварий и катастроф отечественных подводных лодок/С.А.Лисин. - СПб.: Галея Принт, 2011.- 456 с.; Трусов, Г. Подводные лодки в русском и советском флоте/ Г.М.Трусов.- ГСИСП, Ленинград, 1957г. - 384 с.; Ковалёв, Э. Рыцари глубин:Хроника зари российского подплава /Э.А.Ковалев. - М.: «Центрполиграф», 2005.- 445 с.; Ковалёв, Э. Короли подплава в море червоных валетов: Хроника начального периода советского подводного плавания. 1918-1941 гг. /Э.А.Ковалев. - М.: «Центрполиграф», 2006. - 428 с.; материалы сети Интернет.

Приглашаем вас на новый ресурс Navygaming -канал "История флота - история кораблей /Navygaming", https://sponsr.ru/navygaming_s . Но доступ не для всех, по подписке, как говорит Гоблин, "для состоятельных парней", )). Мы пока не особо активно выкладываем материалы - так как он малоизвестен, появятся посетители - будет больше контента. Подписывайтесь, ставьте лайки, кто желает - может и помочь, кнопка ниже; впереди еще много новинок.