Хотя тёплый воздух и поступал в кабину, на нижней, металлической части фонаря снова появилась изморозь. В кабине кроме гула двигателей добавлялись ещё звуки работы преобразователей и другого оборудования. Сергей периодически перебрасывался парой фраз с Володей. Полёт в сплошной облачности, когда за фонарём сплошное молоко, когда ориентироваться в пространстве можно было только по приборам, когда ты понимаешь, что вокруг на сотни километров на земле нет ни души, а сама земля представляет собой снежное безжизненное пространство, вносил свои особенности. Остро ощущалась собственная мизерность и мизерность человека вообще в этом, как говорится, белом безмолвии.
Сергей выдерживал угол сноса в курсе полёта с учётом ветра и, хотя ветер в данном месте мог отличаться от ветра, данного метеорологом, своё место на линии пути можно было довольно точно определять по данным РСБН, который пока ещё работал. И, согласно данным РСБН, самолёт находился на линии пути.
Штурман КП уже должен был дать команду на переход на связь с ПН Залив Креста, но он молчал. Значит с КП уже связи нет. Связь УКВ не очень дальняя связь, даже на высоте 8000. И в это время в эфире раздался бодрый голос штурмана ПН:
- 528-й, ответьте Граниту.
- Гранит, 528-й, иду с курсом 88, высота 8000.
- 528-го понял, наблюдаю на азимуте 195 градусов дальность от меня 80, на линии пути.
В голосе штурмана ПН чувствовался энтузиазм. Его можно было понять, сидит он там на берегу залива Креста в посёлке Уэлькаль на своём ПН в затворничестве вместе с несколькими такими же затворниками. В эфир выходят редко. Только когда кто-нибудь из полка летит по маршруту или выполняет в этом районе перехват. А это бывает не сильно часто.
Сергей периодически отдавал управление Володе. Автопилота на Як-28 не было, как говорят, - от слова совсем. И самому передохнуть можно, и Володе тоже надо не терять навыки пилотирования в задней кабине. Да и руки не морозить на ручке управления. Ручка управления только где-то через полчаса полёта теряла свою ледяную «сущность».
Судя по карте, полёт сейчас проходил над акваторией Анадырского залива, который был частью Берингового моря. Но, даже, если бы и не было облачности, всё равно внизу можно было бы видеть только однообразный заснеженный пейзаж. Море в это время замёрзшее и покрыто снегом.
Шла двадцать пятая минута полёта. Остаток топлива примерно был расчётным. Расход топлива на маршруте, даже продолжительностью более часа не был проблемой. Запас топлива при полной заправке позволял Як-28П находится в воздухе даже в обычном режиме маршрутного полёта более двух часов. Поэтому в более тщательном расчёте остатков топлива по этапам маршрута, как это бывает обычно на других типах истребителей-перехватчиков особой необходимости не было.
Лёту до ППМ-1 оставалось минут восемь, учитывая добавленные минуты на встречно-боковой ветер. Связи с ПН Залив Креста уже нет, а с ПН Залив Лаврентия ещё нет. РСБН уже начинает сбоить, сначала стрелка азимута начала «заваливаться», а потом и цифры дальности до маяка аэродрома стали «тормозить». Стрелка АРК тоже стыдливо замерла. Надо выдерживать рассчитанный курс и время выхода на поворотный пункт с учётом ветра. За оставшееся время, даже, если изменился ветер, большого отклонения от линии пути и поворотного пункта маршрута не должно быть.
Согласно полётной карте, линия пути уже шла над материковой частью. Продолжали гудеть двигатели, жужжать преобразователи и другие агрегаты. Полёт продолжался в своей монотонности. Только тело ныло от неподвижности. Единственно, что можно было сделать в положении «привязанности» к креслу, это поёрзать в этом самом кресле, подтянуть по очереди ноги и вытянуть, насколько это было возможно. И всё. Помогало мало, но это было хоть что-то.
Пора было выполнять поворотный, который представлял собой достаточно высокую по чукотским метрам гору Исходная в 1158 метров. Сергей подумал, что, даже, если бы не было облачности, различить эту гору в череде других, было бы непросто.
Сергей запросил связь с ПН Залив Лаврентия, но тот не отвечал, значит устойчивой связи нет. ПН Залив Лаврентия располагался в посёлке Лаврентия на берегу залива Лаврентия. Такая вот незамысловатая здесь география. Возможно ПН и слышит Сергея, но мощности радиопередатчика ПН не хватает «докричаться» до самолёта, поэтому Сергей доложил о выполнении поворотного:
- Холодный, 528-й, на связь, левым выполняю поворотный на курс 340, высота 8000. От вас на дальности 140, азимуте 225.
Сергей давал штурману ПН данные азимута и дальности поворотного пункта, полагая, что они не могли далеко уклониться.
И стал выполнять левый разворот. Поскольку ветер теперь был практически попутный, если не сильно изменился, курс Сергей выдерживал после разворота штилевой, 340 градусов. Этот участок маршрута был относительно небольшим, 126 км и попутный ветер не мог сильно сократить время прохождения этого участка. А ещё, глядя на карту, Сергей подумал о том, что они выполнили поворотный, не дойдя каких-то километров сорок до Тихого океана. От поворотного строго на юг оставалось почти пятьдесят км до бухты Провидения и населённого пункта с таким же названием.
После выполнения поворотного, Сергей привычно трижды нажал на кнопку секундомера на самолётных часах, то есть остановил время предыдущего участка маршрута, сбросил его и включил время нового участка.
В эфире услышал слабый голос штурмана ПН:
- 528-й, ответьте Холодному, вас наблюдаю на азимуте 230 и дальности 135.
Теперь уже Сергей с энтузиазмом отвечал слабому одинокому голосу в эфире:
- Холодный, 528-й, выполнил поворотный на курс 340, высота 8000, остаток расчётный.
- 528-й, вас устойчиво наблюдаю, идёте пять км левее линии пути, как поняли.
- Холодный, вас понял, беру поправку в курс.
В голосе штурмана ПН прямо слышалась радость от того, что он связался с экипажем. Нередко бывало, что экипажам на этом маршруте так и не удавалось связаться с ПН Залив Лаврентия.
По СПУ на связь вышел оператор Володя:
- Получается, мы выполнили поворотный раньше, поэтому оказались левее пути, возьми поправку в курс градусов пять вправо. Ветер, похоже усилился, раз мы по рассчитанному времени не дошли до поворотного. Надо выполнять второй поворотный минуты на три раньше.
- Понял, беру 345.
Глядя на полётную карту и прикидывая своё место на маршруте, Сергей отметил для себя, что они подходят к траверзу ПН Залив Лаврентия, а там восточнее и Берингов пролив, ну, а там дальше, совсем недалеко и Аляска. Насыщенная, можно сказать, здесь география.
За фонарём по-прежнему было молоко сплошной облачности, также монотонно гудели двигатели и весь самолёт пронизывала мелкая вибрация работающих агрегатов. На нижней металлической части фонаря изморозь уже давно превратилась в тонкий слой льда, хотя тёплый, даже горячий воздух непрерывно поступал в кабину от двигателей. Выше этого льда причудливыми морозными узорами была покрыта нижняя часть остекления фонаря. Лобовое стекло обогревалось электричеством, поэтому было чистым, как и остальная, верхняя часть фонаря.
В эфире снова раздался слабый голос штурмана ПН:
- 528-й, до поворотного 30 км, на линии пути, дальше связи может не быть, счастливого пути.
- Холодный, вас понял, спасибо.
Сергей взял снова штилевой курс и приготовился выполнять поворотный через две минуты.
По истечении чуть менее двух минут, Сергей стал выполнять второй поворотный влево на курс 242 градуса. Володя напомнил:
- Возьми поправку на ветер, влево градусов пять, позже уточнимся.
Сергей довернул влево на курс 237. Подумал, что ближе к заливу Креста можно будет уточниться по месту у ПН Залив Креста, да и РСБН должен заработать.
Судя по полётной карте, севернее в 60 км начиналась Колючинская губа, а это уже Чукотское море Северного Ледовитого океана.
Сергей доложил в эфир:
- 528-й, выполнил поворотный на курс 237, высота 8000.
Ожидаемо ответа от ПН Залив Лаврентия не последовало. Связи с ним уже не было. Теперь следующая связь с ПН Залив Креста.
- на фото: - на стоянке Як-28П 529-го иап и Ан-12 специального отряда -
аэр. Угольный (Анадырь) - апрель 1982г.
- фото автора.
05.11.2022 - Севастополь.
Продолжение: - https://dzen.ru/media/ggenn/636e037ecd2b5f6ccbabf2ee