Документы 16-го века раскрывают ритуальные практики, связанные с рождением детей, включая половые сношения до седьмого месяца беременности.
Согласно верованиям древних ацтеков, дети сходили с 13-го неба и помещались богами в живот матери. Рождение ребенка включало ряд ритуалов и традиций, в которых могли участвовать только женщины. Многое из того, что известно об этих практиках, задокументировано в иллюстрированной рукописи «Общая история Новой Испании». Книга была написана в 16-м веке Бернардино де Саагуном, испанским монахом, который жил недалеко от нынешнего Мехико.
Тламаткитицитл
Тламаткитицитл - название, которое едва ли возможно выговорить, но именно так ацтеки называли женщин, которые оказывали необходимую помощь роженицам.
Тламаткитицитл - акушерка и мудрый наставник с медицинскими знаниями. Она регулярно навещала беременную женщину и проводила осмотры, чтобы проверить здоровье ребенка. Женщин, у которых были первые роды, Тламаткитицитл консультировала по поводу пищевых привычек и температуры воды в ванне.
Она рекомендовала женщине продолжать заниматься сексом до седьмого месяца беременности, «потому что, если она полностью воздержится от плотского акта, ребенок может родиться больным и слабым». Также, мудрая наставница не позволяла будущей матери поднимать слишком большой вес и рекомендовала «избегать печали, гнева и неожиданностей, чтобы не произошел выкидыш и не было вреда ребенку».
Подготовка помещения
Ацтеки уделяли особое внимание чистоте и очищению. Тело и дух женщины, а также родильная комната и сам дом должны были быть совершенно чистыми, чтобы принять ребенка. Очищение проводили в «Темаскаль» - ацтекской сауне с ароматными травами.
Эти практики должны были помочь роженице расслабиться и уменьшить родовые боли. А когда начинались схватки, женщине давали специальные чаи, чтобы вытолкнуть ребенка. Если чай не помогал, «ей давали половину хвостового пальца животного по имени «тлакуацин». После чего роды проходили легко».
Ацтекская женщина рожала с гравитацией в свою пользу — в скорченном положении, что сводило к минимуму усилия при родах. И способствовало тому, что женщины не страдали после родов и вскоре могли снова забеременеть.
Как только ребенок появлялся на свет, акушерка следила за гигиеной. Во-первых, женщина возвращалась в темаскаль, чтобы очистить тело и расслабиться для выработки молока. А ребенка мыли, чтобы Чальчиутликуэ, богиня вод, «очистила его сердце и сделала его хорошим и чистым».
Акушерка оставалась в доме роженицы еще четыре дня, наблюдая за состоянием матери и ребенка.
Появление на свет
Если рождался мальчик, плаценту закапывали в углу дома или отдавали воину для захоронения на вражеской территории. Так как ацтекские мужчины много воевали, считалось, что этот ритуал придаст сил и мужества будущему воину. Если рождалась девочка, плаценту закапывали возле камина, чтобы она была хорошей женой и матерью.
Вскоре после рождения старейшины приветствовали младенца, читая специальные тексты из книги «Уэуэтлатолли».
Отец должен был сообщить местным служителям день и время рождения своего ребенка. Сверяясь с альманахом «Тоналаматль», построенным вокруг 260-дневного ацтекского года, служители определяли будущее имя для ребенка. По словам Саагуна, цель состояла в том, чтобы «предсказать его удачу или неудачу на основе качеств знака, под которым он родился».
Чичиуалкуауко
Несмотря на все эти меры, роды часто были смертельными. Если ацтекская женщина умирала в родах, ее считали воином, погибшим в бою, и хоронили в сумерках в особом храме. А ее душа отправлялась в дом солнца.
Если плод был мертворожденным, «акушерка брала каменный нож, называемый «итцтли», разрезала труп внутри матери и разбирала его на куски». Это была ужасающая процедура, но несмотря ни на что, «спасала мать от смерти».
Считалось, что дети, умершие при родах, отправляются в место под названием «Чичиуалкуауко», где их вскормит молоком священное дерево. Они остаются там до тех пор, пока боги не отправят их обратно появиться на свет от другой матери.