Найти тему
Mrs. Murchenko

Как поможет профессиональный стандарт в реализации нового ФГОС?

С каждым годом новые стандарты всё прочнее закрепляются в российской образовательной системе.

Содержание Программы, основанной на требованиях новых стандартов, должно обеспечивать развитие полноценной личности, мотивации и способностей и креативности ребенка в различных формах деятельности. Целью введения ФГОС является не предметный, а личностный результат. На первом плане – личность самого ребенка и происходящие с ней в процессе обучения изменения, а не объем полученных знаний. Больше не существует требований о том, какие знания должен иметь ребенок в том или ином возрасте. Слово «должен» вообще не употребляется работниками образования. Вся деятельность ребенка основана на его интересах.

Во всех разделах документа также подчеркивается, что ведущей является познавательно-исследовательская деятельность и реализуется она путем детского экспериментирования, начинается с раннего возраста и совершенствуется к старшим классам.

Для достижения личностных результатов учащимися в первую очередь необходимо обратить внимание на личность самого учителя, от которого ожидается постоянное личностно-профессиональное развитие, направленное на повышение уровня его квалификации. Ориентиры личностно-профессионального развития учителя задает профессиональный стандарт.

Профессиональный стандарт представляет собой подробную характеристику уровня выполнения конкретного вида профессиональной деятельности, выраженную в компетенциях. Именно посредством компетенций, понимаемых как способность личности применять знания, умения, отношения и практический опыт в знакомых и незнакомых трудовых ситуациях, в данном документе описываются требования к учителям и результаты, которые должны быть достигнуты ими для соответствия этим требованиям.

-2

Таким образом, каждый пункт профессионального стандарта соответствует конкретной трудовой функции и содержит требования к качеству ее выполнения, главным достоинством которых является их измеримость.

В рамках профессионального стандарта ожидается, что учителя будут овладевать новыми компетенциями, включающими трудовые действия, необходимые умения и знания, а также другие характеристики профессиональной деятельности. Значимыми и отражающими современные реалии в образовании стали включенные в профессиональный стандарт трудовые действия, такие как: формирование универсальных учебных действий (личностных, коммуникативных, регулятивных, познавательных), формирование мотивации к обучению, формирование навыков, связанных с информационно-коммуникационными технологиями и другие.

Формирование универсальных учебных действий является основой устранения разрыва между результатом обучения и подготовленностью выпускников к будущей взрослой жизни. А уровень сформированности личностных результатов обучения и воспитания говорит о готовности и способности к саморазвитию и личностному самоопределению, способности ставить цели и строить жизненные планы.

-3

Однако у большинства педагогов личностные результаты ассоциируются с морально-нравственными установками и характеристиками учеников. Но стоит отметить, что личностные результаты в первую очередь направлены на самоопределение, мотивацию, ценностную и морально-этическую ориентацию. Как мы видим, они включают в себя готовность и способность учеников к саморазвитию и личностному самоопределению.

Значимыми при формировании личностного результата учащихся являются умения, необходимые учителю. Это, в первую очередь, умение использовать и специальные подходы к обучению в целях включения в образовательный процесс всех учащихся, в том числе с особыми потребностями в образовании. Кроме этого, учитель должен владеть ИКТ-компетентностями и уметь организовывать различные виды внеурочной деятельности с учетом возможностей школы и места жительства. Также согласно профессиональному стандарту учителю предстоит постоянно обновлять знания, необходимые для выполнения трудовых действий.

Формируемая таким образом образовательная система способна оказать влияние на процесс формирования гражданина, тем самым воздействуя и на политическую сферу. Очевидно, что модернизируя формы, способы и содержание образования, создавая новейшие технологии, образование становится действительным ресурсом развития.