48
Остаток ужина прошёл в приятных разговорах - мы обсуждали последние события, радовались, что всё закончилось благополучно. Говорили и о планах на грядущее. Большинству из нас предстояло расставание.
Я с Радой и двумя сыновьями уезжала в ближайшие дни домой. Нас должен был сопровождать Демид, чтобы по дороге заехать за Белозаром и его женой. Мы хотели перевести Велиславу в наш дом до момента рождения близнецов. Поэтому откладывать отъезд было больше нельзя. Но не только это заставляло меня уехать.
Чувствовала я, что пора домой, что высасывает меня город, не моё это место. Так было и когда мы с Демидом приезжали на ярмарку после своего свадебного огня. Многолюдие города было тяжело для меня, оно делало меня слабее, лишая опоры и силы. Тишина и уединённость леса были необходимы мне, как воздух.
А вот мой старший сын, Милослав, оставался в городе, рядом с Ведмурдом, в учение к которому он поступил. Демид тоже планировал сразу вернуться, как только сопроводит нас добраться до дома. Меня расстраивала грядущая разлука с Ладо, но я понимала, что он должен помочь Доброславу в управлении Северными землями. А я должна была помочь Велеславе привести в наш род новых сыновей.
Да и дом оставлять надолго было нельзя. Надо проведать Боремира и младших братьев. И, конечно, бабушку. Я мечтала окунуться в её объятья, почувствовать биение родного сердца. Тревожно мне было за неё. Провожала ведунья нас в город с неспокойным сердцем. И я чувствовала, что она очень ждёт нас обратно.
Из мыслей меня вывела речь Светозара, который просил, чтобы мы задержались в городе, но был остановлен строгим взглядом Демида, которого он почитал наравне с родным отцом и не смел ослушаться.
- Нечего девице по чужим дворам жить. Вот станет твоей законной женой, тогда и переедет в город. А пока пусть в отчем доме поживёт. Приданое себе приготовит. Велеславе с близнецами помогает. Будет знать, как своих растить, - молвил мой Ладо.
- Тогда я приеду к ней, как начнёт поспевать урожай, - ответил княжич, видя расстроенные глаза своей невесты.
- Так нельзя, - покачал головой Демид, - мы решили никому в нашем селении не рассказывать о том, что Рада твоя наречённая. Много завистников вокруг, а защитников мало. Мне придётся вернуться в город, у нас с твоим отцом много дел по возрождению Северных земель. Кто Радамилу защитит, когда я уеду? Боремир лишён огненной силы, Белозар слаб. Сама она может не справится, даже воины Перуна смертны, а уж девицы тем более.
- Кто будет на меня там нападать, отец? - спросила Рада.
- Недоброжелатели всегда найдутся, не каждый выдаёт свою дочь за наследного княжича, - ответил ей воин, - мы от князей тебя защитили, теперь надо от злого глаза завистников уберечь.
Пусть лучше о Боремире с Вассой судачат, им не привыкать, а ты поживёшь в тишине и покое, чтобы вернуться в город полной сил.
- Как скажешь, отец, - согласилась дочь.
- Неужели мы целое солнце не увидимся? - спросил Светозар.
- Почему же, я приеду навестить мужа, и возьму с собой Радамилу, - сказала я. - Может и Боремир с Вассой решат съездить в город после свадебного огня, вместе приедем. Вы ведь возродите традицию ярмарок? - обратилась я к Доброславу.
- Да, я хочу вернуть всё, как было при моём отце, - подтвердил он.
- Вот и хорошо, будет всем праздник, а нам встреча, - я говорила спокойно, но сама с грустью думала о предстоящей разлуке с лЮбым.
«Неужели он так и не простит меня за то, что не уследила за дочерью?» - думала я, поглядывая на Ладо, но он был уже занят разговором с Ведмурдом. Мужчины обсуждали возрождение капищ в каждом селении. А также обучение способных к магии отроков.
Это вернуло меня к мысли о расставании с Милославом, но сын и слышать не хотел о том, чтобы покинуть деда. Младшие сыновья тоже не хотели уезжать, но их оставить я не могла. Мальчики успели подружиться с сыновьями Лебедяны, и даже предлагали взять их с собой, что тоже было невозможно. Я напомнила своим детям об их друзьях в нашем дворе, а чтобы скрасить разлуку остающимся, предложила Цветане найти им новых друзей.
- У твоих прислужниц есть сыновья? - спросила я княгиню.
- Да, но они живут в их семьях за пределами терема, - ответила она.
- Может ты выберешь несколько самых преданных тебе женщин и разрешишь их детям жить вместе с ними? Княжичам будет с кем играть. А детей можно будет всех вместе учить тем знаниям, что ты передавала сыну и моей дочери. Также можно позвать сыновей лучших воинов. Они будут взрослеть вместе и дружба их будет крепка. Знания, что наставники передадут им, послужат на благо нашему краю. И Светоразу тоже бы не помешали ровесники для общения. С Вышеславом у них не сложилось. Но ведь на нашей земле много отроков, которые будут надеждой опорой будущему князю.
- Я подумаю над твоими мыслями, они чудны для меня, - ответила Цветана, - никогда ещё княжеских детей не растили вместе с простыми селянами.
- Не просто с селянами, а с детьми преданных людей и смелых воинов, - проговорила я. - После правления князя-завоевателя многое изменилось и воспитание наследников тоже. Мы должны сделать всё, чтобы избежать предательства, от которого пострадали родители Доброслава. А значит надо, чтобы люди, которые будут окружать княжича, росли перед твоими глазами.
Ведмурд, слышавший наш разговор, согласно кивнул.
- Северным землям нужны знающие люди. - сказал он. - Они смогут возродить лучшее и создать новое. Мы можем приблизить к себе подающих надежды отроков, и из них воспитать тех, кто вернётся в свои селения и будет помогать старейшинам восстанавливать и развивать земли.
- Интересно вы говорите, - сказал Доброслав, обративший к нам своё внимание. - никогда такого не было в наших краях, чтобы старейшины управляли не только своим умом, основанном на жизненном опыте, но и с помощью молодых, знающих своё дело людей.
Мужчины начали обсуждать эту мысль, а мы с Радой и Цветаной пошли навестить детей. Сыновья Лебедяны играли вместе с моими, и когда услышали, что мы уже завтра уезжаем, очень расстроились.
- Все нас покидают, - не по-детски горько проговорил старший из них.
- Мы будем приезжать, - ответила я, обнимая мальчика, - а скоро у вас появятся новые соратники по играм.
- Да? - с надеждой спросил он.
- Это будут дети лучших воинов твоего отца, - ответила княгиня, - мы решили пригласить их заниматься вместе с вами. И играть, конечно.
Дети улыбнулись. Цветана обещала устроить это в самое ближайшее время.
Потом мы с ней решили навестить новорожденную княжну. Девочка сладко спала. Я залюбовалась ею. Вскоре она начала ворочаться и открыла глаза. Что-то знакомое промелькнуло в них. Я долго вглядывалась и не могла понять, что это. А потом вспомнила - таким же взглядом смотрела на меня в детстве Рада - совсем взрослым для крохотной девочки.
«Странно, - подумала я, - откуда у девочки такой взгляд?»