До января 2015 года увидеть тепловозы серии М62УП в Мариуполе можно было только на территории металлургического комбината имени Ильича. Единственным местом, где эти локомотивы выезжали на пути общего пользования, была станция Мариуполь-Сортировочный, где они несколько раз в день забирали составы из "УЗ-шной" части станции и подавали их в завод.
Но, в самом конце 2014 года, случилось событие, которое существенно расширило ареал обитания "Машек" на территории города. В 1 час 40 минут 23 декабря 2014 года, на 1260 км перегона Сартана - Мариуполь Донецкой железной дороги был взорван мост через реку Кальчик. Повреждения конструкций моста оказались очень серьезными и рассчитывать на скорое восстановление движения не приходилось. Для металлургических комбинатов Мариуполя это могло обернутся полной остановкой производства. Едва налаженные схемы доставки сырья, после событий лета - осени 2014 года в Донбассе, вновь были разрушены. Подрыв моста отрезал заводы от критически важного для них Мариупольского торгового порта, через который они получали от 30% до 50% сырья и отправляли более 60% продукции.
К счастью, решение этой проблемы нашли очень быстро. За две недели был уложен обходной путь по старому заводскому мосту и уже вечером 7 января 2015 года по перегону Сартана - Мариуполь проследовал первый состав под тепловозом 2ТЭ116. Только вот оказалось, что этих самых 2ТЭ116 у локомотивного депо Волноваха практически нет, а все более-менее живые машины уже заняты на участке Камыш-Заря - Волноваха.
Решение, опять-же нашли очень быстро - привлечь к перевозкам заводские тепловозы. На "Азовстали" имелись семь тепловозов ТЭМ7 и ТЭМ7А с правом выезда на пути "Укрзализныци", их двойной тягой и "впрягли" в грузовые поезда на участке Сартана - Мариуполь-Порт. А вот на ММК им. Ильича оказался только один подходящий локомотив, с правом выезда на пути общего пользования - М62УП-0008, недавно прошедший капитальный ремонт. Так-как толку от одиночной "Машки" было немного, решили дополнить её свеженьким маневровым тепловозом ТЭМ18ДМ-3109, 2014 года выпуска. Эта парочка первое время и таскала составы по маршруту Мариуполь-Порт - Мариуполь-Сортировочный. Следует отметить, что иногда и ТЭМ7 ездили по этому маршруту.
В конце января 2015 года из ремонта пришел М62УП-0022 и с начала февраля заменил ТЭМ18ДМ-3109. Сцеп из тепловозов М62УП-0008 и М62УП-0022 просуществовал в таком виде до лета, когда после прохождения КР на завод вернулся М62УП-00002.
Стоит отметить, что на каждом из двух локомотивов находилась бригада и работали они исключительно двойной тягой, хотя теоретически могут быть включены по СМЕ. В головном тепловозе, кроме машиниста и помощника, находился проводник из числа машинистов оборотного депо Мариуполь.
Весовая норма для двух тепловозов М62УП была установлена в 1500 тонн, такая-же норма была и для двух ТЭМ7 или ТЭМ7А. Для тепловозов 2ТЭ116 весовая норма была немного выше и составляла 2000 тонн. Столь скромный вес состава был обусловлен очень большими уклонами на временном пути. Весной, в сырую погоду, случалось, что поезд останавливался на подъеме в сторону Мариуполя и приходилось осаживаться к мосту и пробовать еще раз.
В конце мая из ремонта пришел тепловоз М62УП-0002 и составность "ильичевского" сцепа стала меняться. Отличительной особенностью именно этого тепловоза стали наклонные желтые полосы на передней части кабины. Правда, мне очень редко попадался 0002-й. Наверное, всего пара кадров с ним найдется в архиве.
В июне 2015 года, видимо подсчитав, сколько соляры сжигают тепловозы во время своих покатушек в порт, решено было устроить эксперимент по применению электровозов на участках с контактной сетью.
Делалось это так: впереди тепловозов загоняли электровоз ВЛ8 и состав отправлялся в путь. До начала ответвления на обходной путь поезд вел электровоз, а дальше он опускал пантограф и в работу включались тепловозы, которые вели состав по временному пути. После выхода на участок с контактной сетью, электровоз снова поднимал пантограф и дальнейшее движение происходило на электротяге.
Пробные поездки оказались успешными и в дальнейшем такая схема использовалась до окончания ремонта взорванного моста через Кальчик, в конце октября 2015 года. По моим наблюдениям, ильичевские М62УП чаще всего ходили с электровозом ВЛ8М-1484.
После восстановления движения по основному перегону Сартана - Мариуполь, заводские тепловозы на главном ходу больше не появлялись.
А для тех кто все-таки дочитал до конца - маленький бонус. Фото кабины М62УП-0008.
На этом пока все! Спасибо за внимание! Если есть вопросы или дополнения к материалу, добро пожаловать в комментарии!
Мой канал в ТГ: https://t.me/putevoy_obhodchik
И группа в ВК: https://vk.com/putevoyobhodchik
Если вам понравилась статья - можете поддержать автора канала и перевести небольшую сумму на мою карту СБ РФ 2202 2056 7396 0735. Все деньги полученные от вас пойдут исключительно на покупку железнодорожных книг и журналов, необходимых для написания новых статей. Благодарен за любую помощь!