Переключая каналы, наткнулась на российский сериал "Воскресенский" и затянуло. Действие очень динамичное. Понятно, что идея заимствована с Шерлока Холмса. Правда, вместо сыщика главный герой — хирург, но вместо операционной, носится по всему городу в поисках преступников. Очень много аллюзий с недавним британским сериалом. Но в российском варианте действия происходят где-то на рубеже веков.
Готический особняк Кельха
И вот здесь-то у меня и возникает диссонанс. С одной стороны кинематографисты провели большую работу по подбору натуры. Съемки проходили в Санкт-Петербурге, и кинематографисты смогли попасть даже в исторические особняки. К примеру, в 3-4 сериях мы вдруг видим особняк Кельха с великолепной Готической столовой.
В сериале в этих интерьерах живет купец Первой гильдии Платов.
Кабинет Воскресенского
Великолепен и кабинет самого Воскресенского. Судя по всему, его тоже снимали в особняке Кельха. Однако кабинет должен был отобразить атмосферу харизматичного хирурга-аналитика. Поэтому обстановку придумывали художники-постановщики, и конкретные исторические интерьеры узнать сложно. Но при этом заметно, что комната немного узковата. Судя по высоким окнам она должна быть куда глубже. Где-то прочитала, что ее намеренно уменьшили, дабы не было впечатления, что доктор живет во дворце.
И с этой точки зрения сериал смотреть очень интересно. Не нужно делать пенопластовые интерьеры. Можно арендовать какие-то настоящие петербургские дома с резными дверями, буазери, мраморными порталами каминов.
Клюква
Но при этом, безусловно, сериал сквозит какой-то разувесистой клюквой. Чувствуется, что сценаристы далеко не историки и там столько вещей, которые режут глаз и ухо. К примеру, отношения с журналистами являются калькой с современностью: "позовите газетчиков". Газетчиками называли мальчиков-разносчиков. Ну и множество других современных терминов, которые никак не могли быть в повседневной речи людей начала 20 века: "госзакупки", "личное пространство", "коррупция". Впрочем, та же беда, к примеру, есть и у Акунина.
Кроме того, кинематографистам не удается скрыть все эти приметы современного благоустройства: высокие поребрики (бордюры), асфальт, а местами даже тротуарную плитку. Ее конечно пытаются закрыть почему-то сеном. Это сделано так искусственно, что заметно кажется всем зрителям.
А так это выглядит в сериале:
Кстати, забавно, если бы снимали зимой, то возможно ничего не пришлось бы имитировать. Припорошенные снегом наши улицы зимой выглядят, наверное так же, как и 110 лет назад.
А так улицы Санкт-Петербурга выглядели в начале 20 века. Везде мостовые из крупного булыжника. Обычно для исторической правды современный асфальт засыпают дресвой или керамзитовой крошкой, но видимо для Миллионной улицы это показалось слишком сложным.
Кажется, что сделай оператор кадр чуть более узким и можно было избежать исторического несоответствия, но теперь кинематографическая картинка настолько четкая, что можно разглядеть массу деталей на заднем или среднем плане. И соответственно выявить какие-то несостыковки.
На сайте сериала говорится, что хирургические инструменты были позаимствованы в Медицинском музее, но очевидно, не все предметы подбирали так же тщательно. К примеру, аппарат для воздействия электротоком в одной из серий для пущего эффекта явно использует современные лампы Эдисона. Как раз недавно искала такие на Озоне.
Впрочем, не будем придираться, ведь в любом театре есть определенная доля условности. Нам просто надо поверить, что действия происходят в неопределенном году рубежа 20 века.
В любом случае будут смотреть сериал и дальше. Интересно разглядывать исторические интерьеры и то, как кинематографисты вписывают их в выдуманные сюжеты.