Найти в Дзене

Кто такая Богиня Акварель? Часть 1, знакомство.

Друзья, начинаю раскрывать вам поэтапно в деталях курс акварели на своём канале в Дзен от простых азов и первичных знаний до понимания и сложения различных составных частей при работе с акварелью. Кто такая Богиня Акварель и чему она нас учит. Для меня Акварель - это не просто соединение краски и воды, а своего рода алхимия Духа. Вы, конечно же, улыбнётесь, только ведь тонкие слои акварельной краски также текучи, как и вся Вселенная, река времени, рель времени. Начнём обучение с азов.

Технология (от древне-греч. техно — искусство, мастерство, умение, техника; логос — слово, мысль, смысл, понятие) — совокупность методов и инструментов для достижения желаемого результата, в широком смысле слово технология — применение научного знания для решения практических задач (материал из Википедии). В данной статье раскрою вам краткие основные понятия о материалах, инструментах, первых этапах подготовки к работе с акварельными красками, которые используются в живописи акварелью.

Живопись – вид изобразительного искусства, произведения которого создаются при помощи красок, нанесённых на плоскую поверхность (словарь терминов, энциклопедический словарь «Русские художники» 1998).

Акварель (в переводе Аква – вода, рель – краска, созвучно реке, речи) – простое слово, очень тонкое в действии. В действии же с акварелью все не так просто, но и не так сложно. Попытаемся разложить информацию об акварельной живописи лессировкой на действие из 5-ти необходимых составляющих:

1 – вода, 2 – краска, 3 – бумага, 4 – инструмент, 5 – студент, слушатель или любой человек, обучающийся техническим приёмам нанесения акварельной краской живописного изображения предмета, в определённой последовательности с соблюдением полученных знаний и навыков в работе с вышеперечисленными составляющими.

Приступать к живописной работе, не зная свойств, особенностей воды, бумаги, пигментов красок, красок в кюветах и тюбиках, не зная возможностей своего инструмента профессиональному художнику, дизайнеру – это значит получить заведомо результат пониженного качества, чего нам с вами совсем не нужно.

На примере постановочных натюрмортов на моём курсе акварели вам предлагается многократно проверенный системный подход по изучению, как технических приёмов, так и свойств акварельных красок, материалов, бумаги и инструмента. Выполняется обучение через ряд определенных объяснений, заданий и упражнений по акварельной лессировке, целью которых является выполнение итоговых работ по приобретённым навыкам.

Сергей Галета. Акварельные краски. В тюбиках. Рисунок №1
Сергей Галета. Акварельные краски. В тюбиках. Рисунок №1

Вода – не совсем простой компонент акварельной живописи. В современном мире информации известно, что вода имеет разные свойства и по составу, и по состоянию – мягкая, жесткая, минеральная, хлорированная, грязная плесневелая, горячая, холодная, снег и т.д. Не учитывать качество и состояние воды на занятиях по живописи акварелью это существенная ошибка и путь к результату заведомо пониженного качества.

Допустим, вы пишете акварелью сильно хлорированной водой. Хлорка как вы знаете, отбеливает цвет, и если вы кладёте алую краску на лист густо красным цветом, в котором находится хлорированная вода, к примеру, то получаете в итоге розовый цвет. Почему, спросите вы? Это происходит потому, что хлор, растворённый в воде, обесцветил алый цвет. Поэтому как бы мы с вами не усиливали цвет при наличии сильно хлорированной воды, цвет будет выбеленным и планируемый вами результат не получится.

Другой пример – на пленэре при работе с акварелью часто используется вода из водоемов реки, пруда и т.д. чаще всего грязноватая, плесневелая или цветущая. Не учитывая этого можно, сложив недостаточно высохшие акварельные этюды в папку, получить через определённое время обильную плесень на акварелях. Выход не сложен – необходимо просушить акварель 10 – 15 минут на Солнце, оно убивает плесень и все ненужные микробы.

Другим примером является живопись акварелью с использованием жесткой или мягкой воды. В жесткой воде растекание красок происходит хуже. В мягкой воде текучесть краски свободнее, где дополнительно для улучшения текучести можно использовать бычью желчь, мыльный раствор. Зная характеристики воды, учитывайте полученный опыт в упражнениях с краской, где вода играет важную роль в живописи акварелью. Например, в технике Аля-прима по сырому листу, где необходима управляемая вами текучесть воды и, где необходимо сохранить яркий цвет в итоге на вашей живописной работе.

Сергей Галета Акварельные краски. Кюветы. Рисунок №2
Сергей Галета Акварельные краски. Кюветы. Рисунок №2
Сергей Галета. Акварельные краски. Смешанные краски. Рисунок № 3.
Сергей Галета. Акварельные краски. Смешанные краски. Рисунок № 3.

Краска – основной компонент акварельного действия. Основа, составляющая краски – это пигменты разного цвета, акварельная краска — это мельчайшая цветная пыль. Цветные карандаши, пастель, акварель, гуашь и масляные краски все это цветные порошки – пигменты, плюс ингредиенты (клеи, масла) в зависимости от краски:

Акварельные краски – это пигмент плюс водный клей гуммиарабик, мед. Масляные краски – это пигмент плюс льняное масло; Гуашевые краски – это пигмент плюс водный клей декстрин или ПВА, если гуашь поливинилацетатная;

Пигменты, входящие в состав красок, так же имеют свои свойства и особенности. Если рассмотреть разные цветные пигменты под обыкновенным школьным микроскопом, то мы увидим, что они имеют каждый свой внешний вид и форму – от круглых шариков до плоских слюдяных пластинок. При этом, чем тоньше и мельче порошок пигмента, тем лучше краски, лучше лессированные слои, значит, эффективнее результат у художника в многослойной живописи акварелью. Охристые пигменты, или как художники их величают «земляные краски, земельки» – это как бы речные гальки, камешки овально-угловатые, по воде и по бумаге на горизонтальной поверхности они будут перекатываться не шибко быстро и только тогда, когда их будет гнать вода или кисть, тем более они самые тяжёлые.

Сергей Галета Акварельные краски. Смешанные краски. Рисунок №4.
Сергей Галета Акварельные краски. Смешанные краски. Рисунок №4.

Современные краски быстро обновляют свою палитру, появляются все новые – органика и неорганика, чисто химические краски. У каждой краски свое лицо, свой характер, своё поведение в воде и на бумаге. Это необходимо учитывать и апробировать краски на их свойства.

Сергей Галета. Акварельные краски. Смешанные краски. Рисунок №5.
Сергей Галета. Акварельные краски. Смешанные краски. Рисунок №5.

Рекомендации по краскам и выполнению живописных работ: - до начала живописи краски необходимо смачивать водой – пишется легче; - после письма живописные работы необходимо просушивать, чтобы не заплесневели; - из российских акварельных красок следует выделить «Невскую палитру» известную во всем мире, не только не уступающую никому своё качество, но зачастую превосходящую любые мировые аналоги.

Бумага – также основной компонент в живописи акварелью. Афоризм, что бумага стерпит всё, в акварельной живописи совсем не подходит. Лист бумаги должен быть ровным без изломов, трещин, царапин, клеевых и жировых слоев, выходящих на поверхность листа. Почему, спросите вы так? Потому, что во все изломы, царапины и трещины собирается краска, а на клеевые и жировые пятна краска просто не ложится.

Возьмём ватман, к примеру, это бумага плотная и зачастую её клеевые слои от проката на валах выходят на поверхность бумаги, они не видимы для глаз и проявляются только при работе красками. Поэтому ватман для акварели меньше всего подходит. Современные фактурные бумаги: скорлупа, лен, рис, холст – подходят для однослойной техники акварелью – Аля-прима по сухому листу, при многослойной технике последующие слои просто скатываются с таких типов бумаги – эти виды бумаги предназначены, скорее всего, для полиграфии или для печатной графики.

Лучше всего использовать современную акварельную толстую (тяжёлую по весу, от 250-300 г/м*и хлопок) бумагу с разного рода красивыми фактурами торшон и т.д. Желательно чтобы бумага не была сильно белой, сильно отбелённые бумаги также гасят все цветные краски отбеливателями, находящимися в них – поэтому лучше приобретать бумагу кремоватого оттенка, а не ярко белую, как, например, ксероксная бумага.

Сергей Галета. Упаковка бумаги - Белые ночи 10 листов 300 грамм, хлопок. А2 Рисунок №6
Сергей Галета. Упаковка бумаги - Белые ночи 10 листов 300 грамм, хлопок. А2 Рисунок №6

Если соединятся два отбеливателя в вашей акварельной живописи в бумаге и в воде, то есть к белоснежной отбелённой бумаге прибавить в работе еще сильно хлорированную воду, то ваша акварель получится, как вылинявшая картина. Хлорированная бумага плюс хлорированная вода – получаем бесцветную вылинявшую живопись.

Существуют различные форматы бумаги, для работы акварелью. Снимок из интернета.
Существуют различные форматы бумаги, для работы акварелью. Снимок из интернета.

Бумага не любит царапин, поэтому желательно наносить рисунок мягким карандашом, лучше всего акварельным. Ластик, стиральную резинку необходимо использовать мягкую, без абразивного порошка-наполнителя, чтобы было как можно меньше царапин на бумаге – не забывайте, что во все трещины, царапины соберётся краска и проявит их. Бумагу после нанесения красочного слоя и окончания живописной работы необходимо, как и краски просушить.

Инструмент – кисти, планшеты, этюдники – компоненты точности, изящества и удобства в работе с акварелью.

Сергей Галета. Акварельные кисти. Рисунок №8
Сергей Галета. Акварельные кисти. Рисунок №8

Кисти в живописи акварелью используются беличьи, как круглые, так и плоские от первых номеров и заканчивая широкими флейцами. Волос белки, колонка или козы обрабатывают и сушат, прежде чем собрать в кисти. В кистях так же бывает брак, поэтому при покупке кисти для акварели рекомендуется:

- во-первых, потереть кисть о ладонь круговыми движениями, если на ладони осталось много волос – значит, кисть сделана давно, она старая в ней ломкий волос или волос сильно пересушен перед сборкой. Живопись будет «волосатая» при использовании таких кистей;

- во-вторых, кисть круглая при смачивании должна собираться в точку, плоская должна собираться в линию, а не разваливаться или изгибаться веером. При работе акварелью лучше иметь сразу несколько размеров кистей, например, 3, 5, 8, 10, 12 – как для заливок больших плоскостей, так для средней и тонкой проработки картины.

Лучше иметь планшеты 2-х-3-х размеров, легкие, лучше фанерные, под форматы бумаги А-1, А-2, А-3 и другие, с наименьшими потерями бумаги и отходами под загибы, обрезку. Планшеты не должны быть изогнутыми восьмерками и обязательно с прямыми углами. Этюдник должен быть удобен вмещать в себя краски, кисти, карандаши, чистую ветошь, соус для воды, желчь и т.д.

От качества приобретенного инструмента во многом зависит будущее ваших акварельных картин, этюдов, и всего учебного или живописного процесса. Вот такое краткое знакомство с тем, что вам необходимо для начала работ с акварельными красками.

С.Г.

Вот такое начало курса обучения акварели, друзья! Подписывайтесь на мой канал, ставьте лайки, пишите комментарии, буду рад встрече с вами.

Предыдущие статьи смотрите на моём канале. Ещё мои страницы в соц сетях здесь:

Сергей Галета | OK.RU

https://vk.com/zimun

Сергей Галета. Волжская фантазия. бумага. акварель. белила 50х65 см.
Сергей Галета. Волжская фантазия. бумага. акварель. белила 50х65 см.