Почему люди любят терпеливо смотреть похожие друг на друга "гангстерские саги"? Чем так привлекают эти Майклы Корлеоне, Саши Белые и их однообразные истории: украл, продал, устранил; украл, продал, устранил?..
"Я часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо", – говорил Мефистофель.
Герой гангстерской саги "Крёстный отец" Майкл Корлеоне – наоборот, постоянно желал добра и именно поэтому был обречён творить зло.
Он ведь не собирался вставать во главе преступного клана. Ему пришлось это сделать, чтобы спасти отца и братьев. А дальше – одно цепляет другое...
Вспомним один из драматичнейших эпизодов фильма. Жена (её зовут Кей) сообщает Майклу, что устала быть женой гангстера. Он кричит: "Я не желаю об этом слышать!" Это минута слабости. Человеку, вся жизнь которого – череда проблем, хочется покоя хотя бы в семье. Однако видя, что перед криком жена не отступает, Майкл берёт себя в руки и начинает её спокойно и ласково увещевать: всё будет хорошо, мы справимся, мы будем вместе...
Великолепная игра актёра даёт понять, что в этот момент он неискренен, он "работает" – решает проблему. Но жена тоже понимает это, и уже в следующее мгновение сообщает, что сделала аборт. А значит – с точки зрения Майкла – совершила предательство. Именно с этого момента Майкл в фильме идёт вразнос. Из героя, вызывающего зрительское сочувствие, он превращается в классического злодея. Больше для него нет ничего святого. Нет никаких барьеров. Есть только "проблемы" и необходимость их "решать". Убирая людей. Всё.
Пересматривая этот эпизод, я вспоминаю другого человека. Ему тоже пришлось решить множество проблем и совершить много жестокостей и тоже – не для себя. О нём известно, что он лишь раз в жизни плакал – на похоронах покончившей с собой жены. Плакал и горестно обвинял её... в предательстве. Ведь она оставила одиннадцатилетнего сына и шестилетнюю дочку. Оставила мужа – наедине с кромешными проблемами и адовой работой.
Вопреки образу, создаваемому нынешней пропагандой, Сталин был, насколько это позволяли ему обстоятельства, демократическим руководителем. Чистки, необходимость которых назрела и перезрела уже в 1930 году, начал лишь после двух событий: смерти жены (1932) и убийства Кирова (1934). Чистить авгиевы конюшни надо было давно – но чистить кровью, и нужен был толчок, импульс.
Так вот, о гангстерских сагах. Массовый интерес к этому жанру продиктован интересом к теме "физиологии власти".
Власть (реальная, а не ширма) – это область, от людей совершенно закрытая. Мотивы её не ясны никому (кроме дураков, которым всегда всё ясно, и т.н. политологов, этих современных авгуров, гадателей по кишкам животных). ХХ век создал у масс иллюзию, что власть "прозрачна". На самом деле это не так и никогда так не было. Так вот, именно истории возникновения и существования преступных кланов демонстрируют логику властных элит. Демонстрируют, конечно, на упрощённых моделях. Но, собственно, любые произведения искусства – это упрощённые (прояснённые) модели и есть. Для того искусство и существует – чтобы пояснять жизнь.
В фильмах бандиты становятся депутатами и советниками министров. А раньше становились князьями и баронами. Собственно те "двадцать фамилий", которым принадлежит сегодняшний мир, и были некогда такими бандитами. Да и остаются. Пресловутые ротшильды, рокфеллеры, соросы, швабы – это их бухгалтеры и "консильери". А премьер-министры и президенты – что-то вроде "солдат" и "шестёрок".
Читайте дальше (особенно вторую часть статьи): Кто правит миром? От «венецианцев» и Елизаветы I Английской до МВФ
Подписывайтесь на настоящий бумажный "Лучик" на сайте Почты России. Подписку на электронную копию журнала можно оформить здесь (заполняя форму редакционной подписки, в строке "Версия журнала" выберите опцию "Электронная версия журнала"). Журнал "Лучик" на Wildberries: сентябрьский // октябрьский