5 ноября 1733 года родился поэт эпохи Просвещения Михаил Херасков, который известен тем, что принимал активное участие в масонском сообществе, владел усадьбой Очаково, служил в Московском университете и написал гимн Российской империи (нет, не тот, что "Боже, Царя храни!"). Хороший повод, чтобы вспомнить гимны России и их авторов.
В истории России насчитывается 11 гимнов. Впервые страна обзавелась песенным символом в 1791 году, слова к нему написал Гавриил Державин, музыка Осипа Козловского. В размере и темпе полонеза гимн воспевал достижения Екатерины II:
Славься сим, Екатерина!
Славься, нежная к нам мать!
В 1816 году Александр I издал указ об исполнении гимна на слова Василия Жуковского, музыкой к которым стал напев британского гимна - да-да, того самого, что "God save our gracious King (Queen)". Не слишком патриотично, поэтому параллельно этому гимну существовал и неофициальный - "Коль славен наш Господь в Сионе". Стихи Хераскова, музыка Бортнянского. Неофициальный гимн в нотных изданиях XIX века сопровождался отметкой «национальный русский гимн». С 1856 года по октябрь 1917 года часы-куранты Спасской башни в Московском Кремле вызванивали мелодию «Коль славен» наряду с «Преображенским маршем»:
Коль славен наш Господь в Сионе,
Не может изъяснить язык.
Велик Он в Небесах на троне,
В былинках на земли велик.
Тем временем официальный гимн на слова Жуковского не сдавал позиций, но порядком надоел Николаю I, который без особого энтузиазма слушал мелодию монархической солидарности с Британией и несколькими другими странами, тоже не слишком утруждавшими себя сочинением собственного гимна и взявшими за основу британский. Царь поручил придворному композитору Алексею Львову сочинить новый гимн. Львов использовал мелодию гимна из сочиненного его другом Ф. Б. Гаазе Преображенского марша, а Жуковский обновил собственные стихи:
Боже, Царя храни!
Сильный, державный,
Царствуй на славу, на славу намъ!
Гимн "Боже, Царя храни!" представлял Российскую империю ровно до Революции 1917 года. А потом гимны новой страны начали появляться как грибы после дождя: от компромиссного "Преображенского марша", на который так похож "Боже, Царя храни!", до рабочей Марсельезы на мотив классической французской:
Отречёмся от старого мира,
Отряхнём его прах с наших ног!
Нам не нужно златого кумира,
Ненавистен нам царский чертог.
Даже Бальмонт оставил свой след в музыкально-символическом "безобразии". Композитор Александр Гречанинов взял для своего варианта гимна стихи Бальмонта, славившего Февральскую Революцию:
Да здравствует Россия, свободная страна!
Свободная стихия великой суждена!
Официально гимном Советской Республики был и "Интернационал" - решение (за неимением оригинального) 1918 года, затянувшееся почти до конца Великой Отечественной войны. Тем не менее у Советского Союза все же появился свой уникальный музыкальный символ: с музыкой Александра Александрова. Музыка прижилась надолго - и в гимне новой России используется она же. А вот слова кто только не писал: и Василий Лебедев-Кумач, и Сергей Михалков с Эль-Регистаном, и... снова Сергей Михалков:
От южных морей до полярного края
Раскинулись наши леса и поля.
Одна ты на свете! Одна ты такая —
Хранимая Богом родная земля!