Когда мы гуляли по Владивостоку, то мне, как любителю старинной архитектуры, сразу бросилось в глаза красивое здание из красного кирпича по улице Пушкинской 10. По потемневшим от времени кирпичам, по их форме (длиннее и уже, чем изготавливаемые в наше время), по характерной декоративной выкладке дверных и оконных проемов, было понятно, что здание построено более 100 лет назад.
Конечно же, я не могла пройти мимо и, перебежав через не особо оживленную дорогу, оказалась у стен здания, где множественные гранитные и позолоченные таблички свидетельствовали о его богатой истории. Этим зданием оказалось первое высшее учебное заведение Дальнего Востока – именно здесь, в здании на Пушкинской 10, в октябре 1899 года был открыт Восточный Институт.
Но каково же было мое удивление, увидеть здесь, за более чем 10 тысяч километров, копию Указа об учреждении этого института, подписанного Николаем II в Петергофе. Вот вам и связь событий, территорий и поколений! Вообще с годами вижу, что судьба ироничная особа – мне нужно было уехать на другой конец страны, чтобы начать искренне интересоваться историей родного края и с удивлением обнаруживать плотную связь с тем городом, который я выбрала для своего нынешнего проживания.
Но на этом связь с Петербургом не заканчивается.
Не удивительно, что в таком далеком российском регионе, который до «мозга костей» пропитан азиатской культурой, первым институтом стал именно тот, который создавался для подготовки переводчиков и языковедов.
Нужны были специалисты для установления крепких связей и доверительных отношений с восточными соседями. А так как подобных специалистов на Дальнем Востоке не было, то все они были направлены во Владивосток – откуда? Правильно, из Санкт-Петербурга!
Первым директором института стал признанный петербургский востоковед Алексей Матвеевич Позднеев, который к тому времени был профессором Санкт-Петербургского университета и являлся одним из основателей Восточного института во Владивостоке. Преподавателями в институте тоже стали петербуржцы, а именно выпускники факультета восточных языков Санкт-Петербургского университета. В числе тех, кто присутствовал на открытии Восточного института, был генерал-губернатор Приамурья Н.И. Гродеков – запомните эту фамилию.
В общем, как выяснилось, истории городов неразрывно связаны.
На входе в здание института мое внимание привлекли объемные изваяния, какие-то явно Восточные. Подобные мы видели в далеком 2014 году, когда путешествовали по Китаю. Этими фигурами оказались мифические львы Ши-Цзы.
"Львы Ши-цза или китайские львы, мифические стражи. Традиционно располагаются парой по обеим сторонам входа в святилище. Обычно, лев придерживает лапой шар, который в буддийской традиции трактуется как сокровище, символ буддийского знания, несущий свет во тьму и могущий исполнять желания. Львица обычно изображается придерживающей лапой львёнка. У парной скульптуры обычно одна фигура изображается с открытой пастью, другая - с закрытой. Это трактуется по-разному: как символ рождения и смерти; как символ открытости к добрым помыслам и неприятия злых, либо как визуальное обозначение первой и последней букв санскритского алфавита («а» и «у»). Открытая пасть должна отпугивать злых демонов, закрытая — удерживать и защищать добрых"
Источник: APPREAL (аналитика больших данных, мифологизация территорий)
Но самое интересное меня ждало впереди, когда я решила узнать их историю.
Оказалось, что этим базальтовым изваяниям более 1000 лет! И привезены во Владивосток они были в качестве трофея после подавления Ихэтуаньского (Боксерского) восстания, в котором принимал личное участие генерал-губернатор Приморской области Николай Михайлович Чичагов. Кстати, и здесь тоже обнаружилась невероятная связь с Петербургом – удивительно, но похоронен Чичагов на Смоленском православном кладбище, о котором я вам рассказывала буквально пару дней назад.
"В период четырёхлетнего служения Н.М. Чичагова в Приморской области (1899–1903) произошло восстание ихэтуаней (боксёрское восстание).
Граница России с Китаем, протяжённостью более девяти тысяч вёрст, не имела надёжной охраны. В возникшем в 1900 году военном дальневосточном конфликте Приморская область была наиболее уязвимой территорией России из-за слабой защиты границы и многочисленности китайского населения как в самой области, так и в соседних китайских провинциях.
В связи с началом военных действий 22 июня 1900 года генерал-майор Н.М. Чичагов выехал из Владивостока, возглавив Никольский отряд. Боевые действия отряда начались 2–3 июля в районе станции КВЖД Мурэнь и крепости Эхо, затем отряд сражался у города Хуньчунь. Дольше всего Никольский отряд находился в городе Нингута, где были сосредоточены значительные силы повстанцев и хунхузов. Участник этих событий генерал-лейтенант Николай Герасимович Володченко вспоминал: «В этом военном стратегическом городе Маньчжурии отряд Чичагова простоял некоторое время для полной очистки района от боксёров и хунхузов. Чичагов действовал решительно, но не позволял никаких грабежей и бесцельного уничтожения фанз и имущества жителей, вовсе не считая их врагами. Население оценило его благожелательность и в знак благодарности воздвигло в городе Нингута памятник русскому генералу"
Источник: Научно-информационный альманах «Власть книги: библиотека, издательство вуз». 2016. Вып. 16
Базальтовых львов установили возле Восточного института в 1907 году. И здесь опять же прослеживается удивительная связь Владивостока и Санкт-Петербурга, ведь именно в 1907 году на Петровской набережной были установлены такие же мифические львы, подаренные городу вышеупомянутым генералом Гродековым. Как эти львы связаны между собой я расскажу вам в отдельной статье в самое ближайшее время.
В настоящее время Восточного института уже не существует, а здание является одним из корпусов крупнейшего университета Дальнего Востока – ДВФУ.
На этом на сегодня заканчиваю, не забывайте ставить классы.
Всем спасибо за внимание!
Статью добавлю в подборку "Родина" - там же вы найдете и другие публикации о Дальнем Востоке.