В начале Конногвардейского бульвара, рядом с Конногвардейским манежем, установлены две колонны, которые увенчаны крылатыми женскими статуями.
Это колонны Славы, которые призваны увековечить победы лейб-гвардии Конного полка в Отечественной войне 1812 года. Рядом находится Конногвардейский манеж, предназначавшийся для зимней и летней выучки и парадных конных выездок полка.
А ведь когда-то на месте бульвара располагался Адмиралтейский канал, по которому производилась транспортировка лесоматериалов со складов Новой Голландии к Адмиралтейским верфям. В 1844 году по указу императора Николая I часть канала между Исаакиевской площадью и нынешней площадью Труда была заключена в трубу. А на месте канала был создан Конногвардейский бульвар. В 1918 году бульвар получил название бульвар Профсоюзов, а историческое название вернулось к нему в 1991 году.
Открыты колонны в ноябре 1845 года. Их создали скульптор Христиан Даниель Раух – автор статуй богинь Победы, и архитектор Карло Иванович Росси – автор самих колонн.
Статуи не являются оригинальными. Это копии двух статуй богинь Победы, которые были установлены в Германии: первая – в парке Эрцгерцогского дворца в Шарлоттенбурге (1839 год), вторая на Белле Аллианс Плац в Берлине (1843 год).
Кроме того, это подарок короля Пруссии Фридриха Вильгельма IV российскому императору Николаю I. Подарок ответный.
Дело в том, что в 1843 году российский император подарил прусскому королю две статуи Петра Карловича Клодта, которые должны были быть установлены на Аничковом мосту, на левом берегу Фонтанки. Вместо них там стояли гипсовые копии. Сам скульптор сопровождал этот подарок в Пруссию. Статуи стали украшением главных ворот королевского дворца в Берлине.
Зная, что Николай I очень ценил работы скульптора Рауха, Фридрих Вильгельм заказал отливку двух богинь Победы у этого скульптора, которые и были установлены в Петербурге.
Интересны еще два факта. Первый – то, что Карло России предлагал установить аналогичные колонны с обеих сторон Благовещенского моста на Английской набережной. Эта идея не была осуществлена.
Кроме того, архитектор хотел передвинуть ближе к колоннам Славы памятник Петру I (Медный всадник). По его замыслу , это должно было завершить общую композицию. Правда, и удалить его от берегов Невы. Однако эта идея не была осуществлена.
Конечно, если бы этот замысел архитектора был реализован, мы бы любовались совершенно другим видом ансамбля Исаакиевской площади. Но сейчас сложно представить что Медный всадник находится где-то, кроме Сенатской площади.