Мало кто знает, что под посёлком Новолипецкого металлургического комбината существует заброшенный подземный город. Ему 70 лет, в постсоветское время по полуразрушенным тоннелям лазили только диггеры.
- В середине 80-х жил я в молодожёнке на улице Левобережной. На работу на НЛМК ходил пешком и обратил внимание на бетонные полутораметровые «пеньки», торчащие во многих дворах. Предположил, что это входы в какое-то подземелье, - вспоминает пенсионер Алексей Петров.
Он не ошибся. То, что Петров назвал «пеньками», оказались не входами в подземный город, а запасными выходами из него. А точнее из бомбоубежищ, которые возвели в Левобережье чуть ли не под каждой «сталинкой». И это неудивительно. Новолипецк начал застраиваться в середине 50-х прошлого века. После Второй мировой прошло всего 10 лет, шла холодная война, и архитекторы проектировали дома с учетом возможного ядерного удара по НЛМК.
По замыслу советских зодчих, в случае взрыва атомной бомбы работники комбината должны были отсидеться в бомбоубежищах и в подземных в несколько этажей кабельных тоннелях под цехами. А жители посёлка - под развалинами жилых домов в укрытиях. И выбраться затем наружу по тоннелям через лазы в этих самых «пеньках».
Об угрозе ядерного нападения местных жителей предполагалось оповещать сиреной воздушной тревоги из специальной кирпичной будки установленной в самом центре Новолипецка на крыше дома по улице Невского. Она сохранилась до сих пор.
- Вплоть до развала СССР проникнуть в бомбоубежища особых проблем не составляло. Двери открывались гаечными ключами, – рассказывает Петров. – В городском управлении гражданской обороны я пытался найти план подземелий, но получил отказ. Мол, это секретные объекты. Но и без карты я облазил все тоннели под Новолипецком.
По словам диггера, убежища представляли собой просторные казармы с полами, стенами и потолками из монолитного бетона с установленными в два яруса солдатскими панцирными кроватями, Помещения были оснащены системой принудительной вентиляции воздуха. Она работала, как от электричества, так и вручную, когда надо было вращать ручку маховика.
Мало того… Кроме света в убежища были подведены телефонная связь, отопление, канализация, горячая и холодная вода. В ящиках были заперты бензиновые генераторы на случай отключения электроэнергии. Из каждого подземелья и поныне существуют несколько выходов с толстенными стальными дверями с засовами, одновременно открывающимися, как снаружи, так и изнутри. Одни тоннели ведут в подвалы домов, другие – к бетонным «пенькам», которые должны были устоять после взрыва атомной бомбы.
- Архитекторы понимали, что разрушения могли быть огромными и спроектировали эвакуационные тоннели протяженностью в сотни метров, - рассказывает Петров. – Из-под снесённого ныне ДК НЛМК и соседних с ним «сталинок» по подземным ходам я попадал в район средней школы № 7, от нее – к площади Мира. А от жилых домов в районе нынешнего Дома музыки по тоннелям выходил к берегу реки Воронеж.
Все лабиринты построены высотой в человеческий рост. 40 лет назад они были связаны между собой переходами и в каждом было освещение.
После развала СССР в Липецке появилась масса нищих. Чтобы укрытия не превратились в бомжатники, входы в них заварили, а часть тоннелей заложили кирпичом. Последний раз Алексей Петров был в подземном городе более 10 лет назад. Теперь там нет ни освещения, ни водопровода. Все что можно было унести, растащили на металлолом. В нормальном рабочем состоянии в Левобережье остались, пожалуй, лишь укрытия под НЛМК.
Во все другие убежища под землей теперь не проникнуть. Двери наглухо задраены. Да и выбраться на поверхность через лазы в бетонных «пеньках» невозможно. Они засыпаны землей или завалены мусором.
Почему же подземный город площадью в несколько тысяч квадратных метров пришёл в полное запустение? Если он оказался ненужным, как огромное защитное сооружение, то вполне мог бы стать экскурсионной изюминкой Липецка. Туристы бы толпами по тоннелям с фонариками лазили. Да и подземные рестораны с названиями типа «Эхо холодной войны» могли бы пользоваться большой популярностью.
Начиная с горбачёвской перестройки, уже почти 40 лет, бомбоубежища разрушаются сами по себе. Раньше они стояли на государственном балансе, но деньги на их содержание не выделялись и подземное Левобережье пришло в запустение. Хотя в правобережной части Липецка укрытия сохранились в отличном состоянии.
И не только на центральных улицах, но и по всему городу. Информация о каждом есть в открытом доступе в интернете.
- Сегодня тоннели Новолипецка да и всего города уже не представляют интереса для диггеров, Куда любопытнее полазить по штольням Сырского и Северного Рудников. Наверняка, далеко не все шахты там залиты водой, а до входов во многие из них совсем не сложно докопаться, – строит планы Алексей Петров.
Виктор Камский
Фото Геннадия Логунова, из архива LipetskMedia и соцсетей