Найти тему
52,6K подписчиков

"Не послать ли нам гонца?" (Россия, 1998) и "Не стреляйте в пассажира" (Россия, 1993)

246 прочитали
Не послать ли нам гонца? Россия, 1998. Режиссер Валерий Чиков. Сценаристы: Иван Киасашвили, Валерий Чиков.

Не послать ли нам гонца? Россия, 1998. Режиссер Валерий Чиков. Сценаристы: Иван Киасашвили, Валерий Чиков. Актеры: Михаил Евдокимов, Лев Дуров, Саша Комков, Ирина Розанова, Николай Трофимов, Любовь Соколова, Игорь Ясулович, Иван Бортник, Георгий Гречко, Леонид Якубович, Юрий Дуванов, Раиса Рязанова и др.

Михаил Евдокимов, популярный исполнитель эстрадных монологов от имени неуклюжего сельского мужика, «вышедшего из бани с красной мордой», вот уже не в первый раз превращает своего персонажа в главного героя фильма «из современной сельской жизни». На сей раз он отправляет его на старом «Запорожце» в Москву, к самому президенту. Надо, дескать, раскрыть глаза высокому начальству. Рассказать о том, как притесняют у нас тружеников-фермеров. Однако путь-дорога в Кремль не близкая...

Комедия Валерия Чикова «Не послать ли нам гонца?» снята без особых затей. Популярный актеры, преимущественно старшего поколения, разыгрывают немудреные скетчи, изображая разных людей, повстречавшихся на пути персонажа Евдокимова.

А живут эти люди не очень весело, скорее, даже грустно. Да и сверкающая огнями сытая и богатая столица встречает главного героя и его придурковатого спутника (Лев Дуров) вовсе не хлебом-солью. Так что не слишком радостная комедия в итоге получилась...

Александр Федоров, киновед

Не послать ли нам гонца? Россия, 1998. Режиссер Валерий Чиков. Сценаристы: Иван Киасашвили, Валерий Чиков.-2

Не стреляйте в пассажира. Россия, 1993. Режиссер и сценарист Хусейн Эркенов. Актеры: Сергей Виноградов, Николай Ерёменко (мл.), Александр Филиппенко, Елена Кондулайнен, Оксана Потоцкая, Олег Васильков, Нина Русланова и др.

Есть у известного французского писателя и режиссера Алена Робб-Грийе фильм «Трансъевропейский экспресс», где некий писатель пишет детективный роман, и на экране возникают вариации эпизодов воображаемой истории. Картина, где причудливый поток сознания плавно растворяется в синематечной цитатности. Да и у Франсуа Трюффо был, помнится фильм под названием «Не стреляйте в пианиста», тоже с криминальной интригой.

Автор российского фильма «Не стреляйте в пассажира», вероятно, рассчитывал на такого рода киноаналогии. Один из его героев — писатель, который пытается сочинить роман о неком журналисте, попадающем в сюрреалистический мир насилия, причудливых видений, махровой бюрократии... Интуитивно ощущая, что коварный писатель вознамерился его уничтожить, бедняга журналист пытается вырваться из сюжетных капканов. И тогда писатель переносится на страницы романа. И садится за руль автомобиля, чтобы «случайно» сбить осточертевшего ему бунтаря...

Упомянутые мною французские фильмы были легки и изящны. Фильм
Х. Экенова, напротив, тяжеловесен, медлителен. Вместо пародийной стилизации в нем ясно прочитывается попытка создания философской притчи. На мой взгляд, эта попытка вышла неудачной. Быть может, потому, что ни один из героев фильма не вызывает никакого сопереживания. Персонажи-знаки в холодных рамках жанра... Стреляют в них, или нет — какая, в сущности, разница?

Александр Федоров, киновед