Наш бронепоезд. СССР, 1988. Режиссер Михаил Пташук. Сценарист Евгений Григорьев. Актеры: Владимир Гостюхин, Михаил Ульянов, Алексей Петренко, Александр Филиппенко, Леонид Неведомский, Наталья Попова, Максим Ждановских, Валерий Приёмыхов и др. 2,8 млн. зрителей за первый год демонстрации.
В 1960-х Евгений Григорьев один за другим написал два сценария — «Отцы-65» и «Отцы-66», на долгие годы оказавшиеся под запретом. Лишь в конце 1980-х пришло для них время экрана.
Первый сценарий экранизировал Аркадий Сиренко («Отцы»). Работа получилась слабой, неровной. Возможно, не в последнюю очередь из-за странной идеи оправдания убийства во имя мести всем социальным мерзостям...
Герой второго фильма, получившего у Михаила Пташука название «Наш бронепоезд», всю свою жизнь был человеком «системы». Учился, воевал, охранял сибирские лагеря, снова работал... Исправно голосовал «за», ходил на демонстрации, кричал «ура!» Сталину, Хрущеву, Брежневу... Считал себя честным человеком. И вдруг...
Актер Владимир Гостюхин точно доносит до нас процесс ломки взглядов своего персонажа, который после встречи со своим бывшим заключенным пытается выяснить истину у своих старых знакомых. У ироничного конформиста из «мидовцев» (А. Филиппенко), у персонального пенсионера, бывшего начальника лагеря (М. Ульянов), все еще надеющегося, что его позовут, что его опыт еще пригодится...
Актерская игра помогает преодолеть схематичность и нравоучительность сценария. Несмотря на очевидные длинноты, «Наш бронепоезд» — фильм не только драматический, но и эмоциональный. С авторами трудно не согласиться: человеку не должно быть винтиком, четко выполняющим любые приказы «сверху». Нельзя быть честным по приказу...
Александр Федоров, киновед
Наш пострел везде поспел. Россия-США, 1993. Режиссер Эдуард Старосельский. Сценаристы: Борис Рацер, Владимир Константинов, Джордж Бабьяк, Михаил Фишгойт, Эдуард Старосельский. Актеры: Билл Салливан, Николай Караченцов, Джей Гарнер, Ольга Бачурихина, Виктор Ли, Елена Романова, Евгений Лазарев, Борис Лёскин, Николай Лазарев, Александр Белявский, Михаил Горевой и др.
...Американский миллионер покупает на московском аукционе старинные часы за 2,5 миллиона долларов. Однако в тот же день их крадут у незадачливого племянника миллионера. На помощь растяпе приходит русский... вор.
Что и говорить, сюжет этой криминальной комедии незатейлив. Незатейливо и все остальное: юмор, режиссура, актерская игра и диалоги... Хорошо хоть, что по зимним московским улицам в фильме «Наш пострел...» не бегают белые медведи!
Думаю, что даже самые ярые поклонники таланта Николая Караченцова вряд ли отнесут работу актера в этом фильме к его достижениям. Хотя, понятно, что российским артистам трудно избежать соблазна подзаработать на любой совместной постановке, где платят, как правило, больше, чем на «простой» отечественной. И тут уж часто не до качества...
Александр Федоров, киновед