Видя китаянок, облачённых в ханьфу, мы можем заметить, что многие из них кокетливо сжимают в руке круглый, нескладной, расписанный разными узорами веер, который, безусловно, дополняет образ "леди императорского Китая" и делает его более изысканным. Данный атрибут называется туаньшань (团扇, круглый веер) и является важной частью культуры ханьцев (самой многочисленной национальности Китая).
Первые нескладные веера на длинной ручке появились в эпоху Шан (1554— 1046 до н.э.) и назывались чжаншань (障扇, опахало). Они использовались для создания над государем тени во время зноя, для защиты лица от ветра и песка. В изготовлении чжаншань применялись фазаньи перья.
В конце эпохи Западная Хань (206 г. до н. э. — 24 г. н. э.) такие веера уже использовали для охлаждения, а в Восточной Хань (25 — 220 гг.) фазаньи перья заменили на шёлковую ткань, после чего веера стали называть туаньшань.
Ручка туаньшань, изготавливаемая из дерева, бамбука, слоновьей кости и т.д., могла проходить по центральной оси через всю конструкцию, симметрично разделяя веер на две половинки. Несмотря на общее название "круглый веер", он мог иметь разные формы: овальную, в виде подсолнуха или цветка сливы, шестиугольную и т.д.
Наибольшей популярностью туаньшань пользовались в эпохи Тан (618 — 907 гг.) и Сун (960 — 1279 гг.). Тогда шелкоткачество вышло на новый уровень, было настоящее изобилие качественных шёлковых тканей, которые шли в том числе и на создание вееров.
Художники и каллиграфы расписывали шёлковую поверхность вееров, превращая их в произведения искусства. Большое количество изысканных веерных картин было сознано академией художников эпохи Сун.
Однако в период монгольской династии Юань (1279 — 1368 гг.) культура использования туаньшань пришла в упадок. Это связано, в первую очередь, с неприятием монголами многих аспектов жизни ханьцев. В своей традиционной культуре монголы веерами не пользовались, использование этого атрибута им виделось "показушным", словно те, кто обмахивался веером, старались выглядеть богаче, интеллигентнее и умнее остальных. Монголы также упразднили академию художников, и теперь столь искусные работы как раньше не появлялись. Тем не менее, некоторые произведения всё же создавались.
Когда ханьцы вернули себе бразды правления государством в эпоху Мин (1368 — 1644 гг.), они старались частично воссоздать культуру эпохи Сун, однако вновь появившиеся в домах людей туаньшани уже утратили былую популярность, уступив место складным веерам, которые предпочитали чиновники.
Неожиданный интерес к туаньшань стали испытывать маньчжуры, захватившие Китай в 1644 г. и основавшие империю Цин (1644 — 1912 гг.). Маньчжурским леди форма и вид туаньшань пришлись по вкусу, они стали часто использовать такие веера в своей повседневной жизни, нагнетая ветер, затеняя лицо в солнечные дни и защищаясь от насекомых. Искусство создания и росписи туаньшань возобновилось с новой силой и вышло на новый уровень развития.
Для чего ещё использовались веера туаньшань?
Нагнетание ветра с помощью туаньшань помогало раздуть угли в жаровне. Именно это мы видим на картине "Приготовление шёлка" (练图) Чжана Сюаня эпохи Тан.
Туаньшань можно увидеть в качестве реквизита в театральных постановках, в частности в руках персонажей амплуа цин'и (青衣) и хуадань (花旦) в пекинской опере. Туаньшань помогает героиням пьес выглядеть более кокетливо или наоборот скромно.
Изысканно расписанный туаньшань ручной работы становится прекрасным дополнением интерьера. На элегантной подставке он вполне может выполнять роль картины.
Раньше во время свадьбы туаньшань использовали также, как и красную фату, покрывавшую всё лицо невесты. Во время обряда поклонения (поклоны новобрачной свёкру и свекрови), девушка скрывала своё лицо либо под фатой, либо за веером тауньшань.
Сейчас очень популярны танцы девушек в ципао с туаньшань. Этот атрибут в руках танцовщиц требует определенных движений, чтобы танец выглядел гармоничным и красивым.
Отмечу, что не стоит считать туаньшань исключительно женской вещью, его также могли и могут использовать мужчины.
На этом всё! Если статья была вам интересна, поблагодарите автора лайком)
Источники:
1. Статья "Дует ветерок, и луна в твоих объятиях - туаньшань" (清风徐来 明月入怀——团扇) канала "Находить удовольствие в прекрасном" (游艺)
https://mp.weixin.qq.com/s/tK1ejhcpMTFxtPoGfKLtzw
2. Статья "Туаньшань" (团扇) в самой крупной китайской онлайн-библиотеке Baidubaike
https://baike.baidu.com/item/%E5%9B%A2%E6%89%87/9814083?fr=aladdin