Итальянское Возрождение (Ренессанс) - важнейшая эпоха культурного развития европейских стран, пришедшая на смену Средневековью. Это небывалый расцвет изобразительного искусства, время географических и научных открытий, развитие банковского дела, торговли и ремёсел.
Эпоха Возрождения началась в Италии в XIV веке. Самыми известными достижениями итальянского Возрождения являются произведения изобразительного искусства и архитектуры. Богатые и влиятельные лорды и принцы собирали вокруг себя талантливых поэтов, философов, художников и скульпторов, стремясь показать свою важность, свое богатство, украшая и облагораживая дворцы и города Италии. Период Возрождения был подобен вспышке, которая осветила, определила черты европейской культуры на 500 лет вперёд.
В период Высокого Возрождения с 1490-х годов до 1527гг создают свои шедевры сразу несколько гениальных мастеров. В другие времена они рождаются по одному в 1000 лет.
Леонардо Да Винчи, Микеланджело Буонарроти, Рафаэль и Тициан — титаны эпохи Возрождения. Но нельзя не упомянуть и о двух их предшественниках: Джотто и Мазаччо. Без которых бы никакого Возрождения и не было.
Джотто (1267 – 1337)
Это мастер, который в одиночку совершил революцию в искусстве за 200 лет до Высокого Возрождения. До Джотто были иконы и фрески. Они создавались по византийским канонам. Лики вместо лиц. Плоские фигуры. Несоблюдение пропорций. Вместо пейзажа — золотой фон.
И вдруг появляются фрески Джотто. На них объёмные фигуры, лица благородных людей: старые и молодые, печальные, скорбные, удивленные.
Главное творение Джотто — это цикл его фресок в капелле Скровеньи в Падуе. Когда эта церковь открылась для прихожан, в неё хлынули толпы людей. Такого они никогда не видели. Ведь Джотто сделал небывалое. Он перевёл библейские сюжеты на простой, понятный язык. И они стали доступны обычным людям.
Именно это будет свойственно многим мастерам Эпохи Возрождения. Лаконичность образов. Живые эмоции персонажей. Джотто восхищались. Но достойный продолжатель Джотто появится только через 100 лет.
Мазаччо (1401—1428)
Начало XV века. Так называемое Раннее Возрождение. На сцену выходит ещё один новатор. Мазаччо был первым художником, который использовал линейную перспективу. Ее разработал его друг, архитектор Брунеллески. Теперь изображенный мир стал похож на реальный. Игрушечная архитектура осталась в прошлом.
Мазаччо перенял реализм Джотто. Однако в отличие от предшественника уже хорошо знал анатомию. Вместо глыбообразных персонажей Джотто — прекрасно сложенные люди. Совсем как у древних греков.
Также Мазаччо добавил выразительности не только лицам, но и телам. Эмоции людей мы уже читаем по позам и жестам. Мазаччо прожил недолгую жизнь. Он умер, как и его отец, неожиданно. В 27 лет.
Мастера следующих поколений ходили в капеллу Бранкаччи, чтобы учиться по его фрескам. Так новаторство Мазаччо было подхвачено всеми великими художниками Высокого Возрождения.
Леонардо да Винчи (1452—1519)
Именно Леонардо да Винчи повысил статус самого художника. Благодаря ему представители этой профессии становятся не просто ремесленниками, а творцами и аристократами духа. Леонардо сделал прорыв в первую очередь в портретной живописи. Он считал, что ничто не должно отвлекать от главного образа. Его знаменитые портреты лаконичны и наполнены гармонией.
Леонардо нашёл способ сделать образы живыми. До него персонажи на портретах были похожи на манекены. Линии были чёткими. Все детали тщательно прорисованы. Раскрашенный рисунок никак не мог быть живым. Леонардо изобрел метод сфумато. Он растушевал линии. Сделал переход от света к тени очень мягким. Его герои словно покрыты еле уловимой дымкой. Персонажи ожили.
Иногда встречается мнение, что Леонардо, будучи гением, ничего не доводил до конца. И картины часто не дописывал. И многие его проекты так и остались на бумаге (между прочим, в 24 томах). И вообще его бросало то в медицину, то в музыку. Даже искусством сервировки одно время увлекался. Но только подумайте! Всего 19 картин – и он величайший художник всех времён.
Продолжение следует!