Продолжаю рассказ о Казанском Кремле.
Руины Спасо-Преображенского монастыря, строительство которого проводилось по личному указу Ивана Грозного, находятся слева от Спасской башни.
От единственной кремлевской улицы он отделялся каменной оградой, а с другой стороны примыкал к кремлевской стене. Кстати, на макете в интерактивном музее Казани «Городская панорама» можно увидеть, как именно располагались здания монастыря на территории Кремля.
Его территория занимала около гектара. Но при такой сравнительно небольшой территории он уступал по значимости только Свияжскому Успенскому монастырю, о котором я писала ранее.
От главного собора монастыря, взорванного в 30-е годы XIX в., сохранилась часть подклета XVI в. Остались галереи вдоль стен, хотя и не раз перестроенные. Можно увидеть приютившуюся у стены восстановленную церковь Николы Ратного, или иначе, Никольскую и рядом настоятельские покои. Остался практически неизменным только корпус братских келий.
Пройдя дальше, за здание манежа, в котором сейчас устраивают различные выставки, мы попадаем во внутренний двор юнкерского училища и видим площадь, выложенную плиткой.
На ней во всей своей красоте перед нами предстает мечеть Кул-Шариф. Это новодел, своеобразная дань памяти мусульманскому центру, существовавшему здесь в эпоху Казанского ханства. Сейчас это один из символов Казани и самого Кремля. Названа мечеть именем национального героя, одного из предводителей обороны Казани 1552 года – верховного сеида Кул Шарифа.
Здание поражает своим бело-голубым сочетанием, изысканностью и утонченностью. Высота каждого из четырёх основных минаретов составляет 58 м, высота купола – 36 м. Купол украшен декоративными деталями, напоминающими ханскую шапку.
Внутреннее убранство мечети не менее великолепно, чем его наружная отделка. Восхищает все: красота витражей вытянутых окон, мозаичная роспись, всевозможные украшения, больная чешская люстра, персидские ковры. К осмотру доступны лестницы и смотровые балкончики, с которых хорошо обозревается все внутреннее пространство.
Это действительно настоящий архитектурный шедевр. Не зря её называют жемчужиной Кремля. Доступ в мечеть свободный при соблюдении определённых правил: женщинам положено иметь платок на голове и всем – бахилы на ноги.
Внутри, на цокольном этаже размещается Музей Ислама, который также можно посетить. Здесь выставлены старинные рукописные и печатные книги, есть информационные стенды, рассказывающие об истории развития ислама и его влиянии на формирование Татарской нации.
Площадь перед мечетью выложена двухцветной плиткой, символизирующий цвета Республики Татарстан. На ней одновременно могут разместиться около 10 тыс. человек, а внутри – от 1,5 до 2 тысяч верующих.
Налюбовавшись мечетью и минуя площадь, мы попадаем на территорию пушечного двора. Когда-то здесь изготавливали и хранили оружие, но сильный пожар повредил здания. Производство оружия прекратилось. После реставрации они отошли к военному училищу.
Сегодня же на территории пушечного двора работают музейные выставки, различные павильоны и магазинчики. Например, здесь находится Музей «Дух воина», в котором представлены местные археологические находки, оружие и обмундирование воинов с древнейших времен до Казанского ханства. А юнкерское училище превратилось в музейный комплекс «Хазинэ».
Здание юнкерского училища и присутственных мест настолько просты и не интересны внешне, что у меня не сохранилось ни одной их фотографии, в отличие от остальных достопримечательностей Кремля.
Вернувшись на проспект Я.Шейнкмана и минуя длинное здание присутственных мест, мы попадаем в небольшой скверик, где установлен памятник зодчим Казанского Кремля.
Это собирательные образы татарского и русского строителей, которые в разные времена внесли свой вклад в его создание. Сквер является центром архитектурного ансамбля Благовещенского собора.
Но о нем и остальных достопримечательностях Кремля я расскажу в следующей статье.
Татьяна Ильина
город Воронеж
Предыдущая статья Татьяны Ильиной:
Казанский Кремль. Часть I