Найти в Дзене

Казанский Кремль. Часть II

Продолжаю рассказ о Казанском Кремле.

Руины Спасо-Преображенского монастыря, строительство которого проводилось по личному указу Ивана Грозного, находятся слева от Спасской башни.

От единственной кремлевской улицы он отделялся каменной оградой, а с другой стороны примыкал к кремлевской стене. Кстати, на макете в интерактивном музее Казани «Городская панорама» можно увидеть, как именно располагались здания монастыря на территории Кремля.

Макет Казанского Кремля, где располагался Спасо-Преображенский монастырь в XVIII в., в интерактивном музее "Городская панорама".
Макет Казанского Кремля, где располагался Спасо-Преображенский монастырь в XVIII в., в интерактивном музее "Городская панорама".

Его территория занимала около гектара. Но при такой сравнительно небольшой территории он уступал по значимости только Свияжскому Успенскому монастырю, о котором я писала ранее.

От главного собора монастыря, взорванного в 30-е годы XIX в., сохранилась часть подклета XVI в. Остались галереи вдоль стен, хотя и не раз перестроенные. Можно увидеть приютившуюся у стены восстановленную церковь Николы Ратного, или иначе, Никольскую и рядом настоятельские покои. Остался практически неизменным только корпус братских келий.

Пройдя дальше, за здание манежа, в котором сейчас устраивают различные выставки, мы попадаем во внутренний двор юнкерского училища и видим площадь, выложенную плиткой.

На ней во всей своей красоте перед нами предстает мечеть Кул-Шариф. Это новодел, своеобразная дань памяти мусульманскому центру, существовавшему здесь в эпоху Казанского ханства. Сейчас это один из символов Казани и самого Кремля. Названа мечеть именем национального героя, одного из предводителей обороны Казани 1552 года – верховного сеида Кул Шарифа.

Мечеть Кул-Шариф.
Мечеть Кул-Шариф.

Здание поражает своим бело-голубым сочетанием, изысканностью и утонченностью. Высота каждого из четырёх основных минаретов составляет 58 м, высота купола – 36 м. Купол украшен декоративными деталями, напоминающими ханскую шапку.

Внутреннее убранство мечети не менее великолепно, чем его наружная отделка. Восхищает все: красота витражей вытянутых окон, мозаичная роспись, всевозможные украшения, больная чешская люстра, персидские ковры. К осмотру доступны лестницы и смотровые балкончики, с которых хорошо обозревается все внутреннее пространство.

Это действительно настоящий архитектурный шедевр. Не зря её называют жемчужиной Кремля. Доступ в мечеть свободный при соблюдении определённых правил: женщинам положено иметь платок на голове и всем – бахилы на ноги.

Внутри, на цокольном этаже размещается Музей Ислама, который также можно посетить. Здесь выставлены старинные рукописные и печатные книги, есть информационные стенды, рассказывающие об истории развития ислама и его влиянии на формирование Татарской нации.

Площадь перед мечетью выложена двухцветной плиткой, символизирующий цвета Республики Татарстан. На ней одновременно могут разместиться около 10 тыс. человек, а внутри – от 1,5 до 2 тысяч верующих.

Налюбовавшись мечетью и минуя площадь, мы попадаем на территорию пушечного двора. Когда-то здесь изготавливали и хранили оружие, но сильный пожар повредил здания. Производство оружия прекратилось. После реставрации они отошли к военному училищу.

Сегодня же на территории пушечного двора работают музейные выставки, различные павильоны и магазинчики. Например, здесь находится Музей «Дух воина», в котором представлены местные археологические находки, оружие и обмундирование воинов с древнейших времен до Казанского ханства. А юнкерское училище превратилось в музейный комплекс «Хазинэ».

Здание юнкерского училища и присутственных мест настолько просты и не интересны внешне, что у меня не сохранилось ни одной их фотографии, в отличие от остальных достопримечательностей Кремля.

Вернувшись на проспект Я.Шейнкмана и минуя длинное здание присутственных мест, мы попадаем в небольшой скверик, где установлен памятник зодчим Казанского Кремля.

Памятник зодчим Казанского Кремля.
Памятник зодчим Казанского Кремля.

Это собирательные образы татарского и русского строителей, которые в разные времена внесли свой вклад в его создание. Сквер является центром архитектурного ансамбля Благовещенского собора.

Но о нем и остальных достопримечательностях Кремля я расскажу в следующей статье.

Татьяна Ильина

город Воронеж

Предыдущая статья Татьяны Ильиной:

Казанский Кремль. Часть I