На протяжении всей истории развития танков военные инженеры пытались поставить на танк прицеп. И это не удивительно, ведь танку постоянно нужно топливо и боеприпасы, а в самом танке места мало. Плюс ко всему запас тяги и мощности попутно с высокой проходимостью позволяли ставить на танк практически любое колёсное прицепное устройство. Однако всё это не прижилось, и на сегодняшний день невозможно встретить танк с прицепом в реальных боевых условиях.
Давайте разберёмся, почему так вышло.
Итак, первые прицепы на танках появились в Великобритании ещё в Первую мировую. Это был танк МК1 с так называемой колёсной тележкой. Строго говоря, это был вовсе не прицеп, а вспомогательное колёсное устройство с гидроприводом. Эта странная тележка поднималась и опускалась. Нужна она была для того, чтобы танку было легче преодолевать противотанковые рвы.
Однако нередко её использовали для вывоза "двухсотых" с поля боя. Впоследствии от этого устройства отказались, потому что порой колёса не выдерживали части веса танка, а также они повреждались при прямом попадании.
Но на этом Великобритания не остановилась. Уже во Вторую мировую они начали цеплять к своим танкам так называемый прицеп Рота Трейлер. Конструктивно это были два полых колеса, а между ними ящик с отсеками. В полые колёса заливалось топливо, а в ящике перевозились снаряды и патроны.
По сути это было некое подобие пауэрбанка для танков. Но несмотря на кажущуюся эффективность прицепа, танкисты тут же начали жаловаться на него. Так абсолютно невозможно было сдать назад, потому что прицеп тут же попадал прямиком под гусеницы.
Смягчалось всё это только лишь небольшим слоем резины на полых колёсах, и этого было явно недостаточно. Прицеп подпрыгивал на неровностях, и в конечном итоге прицепное устройство ломалось, а сам прицеп просто теряли.
Также в результате отсутствия амортизации полые колёса частенько пробивались об камни и ухабы, что приводило к протечке топлива. И поскольку всё это не было бронированным, то прямое попадание в прицеп частенько приводило к детонации боеприпасов и топлива.
Такой "хлопок" прицепа как правило приводил к тому, что на самом танке возникал "очаг", а экипаж танка был вынужден совершать "перегруппировку".
Но не только британцы баловались с танковыми прицепами. Так уже в 1930-х годах рабоче-крестьянская красная армия постоянно поднимала вопрос о том, что надо бы как-то увеличить дальнобойность лёгких танков типа Т-26 и повысить вместимость боекомплекта.
В результате было предложено дооснастить танки и танкетки прицепами, в которых находился запас горючего и боеприпасов. И как можно видеть, прицеп этот на пневматических шинах, что существенно смягчало езду по ухабам. В ходе эксплуатации удалось существенно увеличить оперативный размах танков.
Однако описанные выше недостатки британского прицепа, такие как невозможность движения задним ходом и лёгкость брони, фактически поставили крест на этих советских прицепах. Их было выпущено всего пять штук, и на этом испытания закончились.
Нечто похожее можно было наблюдать и входе Второй мировой. Так например на восточном фронте немецкий танк-разведчик Pz.Kpfw.38(t) для повышения дальности хода таскал за собой обычный прицеп на пневмошинах с бочкой горючего. Причём бочка непосредственно питала топливный бак танка через шланг.
К идее - дооснащать танки прицепами - Советский Союз вернулся и в послевоенные годы. Так по предложению инженер-капитана Е. Р. Урванцева в проектноконструкторском бюро ЦЭЗ №1 был создан и прошёл испытания одноколесный бронированный прицеп для танков Т-54 и Т-55, рассчитанный на 1200 л топлива.
Как можно видеть, колесо здесь одно, а вот точек крепления к танку две. Причём сам прицеп реализован по принципу качалки. Это позволяло прицепу не мешать танку двигаться назад, поскольку прицепной механизм не изгибался и не складывался. Однако при развороте танка на месте, этот прицеп просто сносило об какую-нибудь неровность рельефа. И поэтому от такой конструкции отказались.
Возвращаясь к британским наработкам в этом вопросе, нужно отметить и прицеп Mono Wheel Trailer для танка Центурион, который был весьма прожорлив. И как можно видеть на фото, эти танки также снабжались дополнительными топливными баками для повышения запаса хода.
Колесо здесь пневматическое, оно более массивное, а также имеет довольно надёжный узел поворота колеса. Но несмотря на это танк при движении задним ходом по слабонесущим грунтам нередко ломал сцепное устройство и наезжал гусеницами на бак с топливом, от чего оно выливалось.
Объём бака на этом прицепе составлял 900 л, что увеличивало дальность хода на 250 км, если ехать по шоссе или ровной дороге. Плюс ко всему этот прицеп подключался к топливной системе танка, и мехводу не нужно было работать лишний раз руками, чтобы топливо из прицепа поступало в танк.
Не прижился этот прицеп опять же из-за множества нареканий на лёгкую броню: при первом же попадании топливо легко воспламенялось.
Не обошли прицепы и танки Израиля. Так на некоторых моделях можно было видеть весьма неплохие прицепы с хорошей амортизацией.
Назначение у них всё тоже: транспортировка боеприпасов и запасов топлива. Однако полное отсутствие хоть какой-то брони поставило крест на этих опытных разработках.
На сегодняшний день практически невозможно увидеть танки с прицепами в реальных боевых действиях. Потому что если сделать прицеп с тяжёлой бронёй, то танк просто застрянет с ним в полях или болотистой местности. А делать прицепы на лёгкой броне или вообще без таковой, как показывает практика, себе дороже.