Возникновение площади
В 16-17 веках площади здесь не было, текла река Неглинная. В этом месте она текла примерно с севера на юг. С западной стороны располагался Пушечный двор, о чем напоминает нам Пушечная улица, а с восточной - жилые дворы. В соответствии с планом Екатерины II, принятым в 1775 году, было решено обустроить несколько площадей вокруг Кремля и Китай-города. Так появилась Петровская площадь, названная по улице Петровка, которая на нее выходила. Через год после образования площади с разрешения Екатерины II губернский прокурор Пётр Урусов и предприниматель Майкл Меддокс, начали на ней строительство Петровского театра. К сожалению, в 1805 году здание театра сгорело. Сам театр переехал на Арбатскую площадь, а сгоревшее здание восстанавливать не спешили.
Посмотрите это место на картах Москвы разных лет.
Плац-парад и театры
При восстановлении Москвы после пожара и освобождения от французов в 1812 году было решено восстановить театр и благоустроить площадь. В 1817 году был объявлен конкурс на здание театра, но проекты были слишком дорогие и масштабные. За дело взялся сам Осип Бове, ответственный за восстановление города. По его проекту площадь должна была стать прямоугольной, с северной стороны — ее доминанта, здание все еще Петровского, но уже Большого театра (так как здание было намного больше предыдущего), напротив него сквер, а по восточной и западной сторонам должны располагаться четыре здания, зеркально отражающие фасады друг друга. Нижний этаж зданий был сделан в форме повторяющихся аркад. Здание Малого театра, построенное в 1824 году по проекту О. Бове на деньги купца Ва́ргина, практически полностью сохранило элементы этих зданий. Напротив здания Малого театра — дом Полторацкого, на месте будущей гостиницы "Москва" — здание, принадлежавшее Сенатской типографии. Замыкал ансамбль дом Челышева — гостиница и бани, построенные только к 1840 году. К этому времени вместо открытых галерей на первых этажах были окна.
Но сначала в 1817—1819 годах Неглинную убрали в трубу, в 1816—1823 годах срыли земляные укрепления вокруг стены Китай-города, землю использовали на выравнивание будущей Петровской площади и проезда в сторону Лубянской площади (в некоторых местах уровень подняли на 4 метра). По проекту площадь должна была быть прямоугольной. Четко по ее периметру предполагалось выстроить все четыре симметричных здания, а между ними устроить проезд.
Рядом со стеной Китай-города работал Цветочный рынок, переведенный в 1851 году на Трубную площадь.
В 1820-х на площади появляется водоразборный бассейн. В 1835 году на его место ставят фонтан по проекту скульптора Джованни Вита́ли. Это не тот фонтан, который стоит в сквере перед самим Большим театром, этот до сих пор стоит за памятником К. Марксу.
Бо́льшая часть площади была недоступна публике до 1911 года: здесь был плац-парад, огороженный канатами на столбиках. На плацу проходили торжественные смотры, в том числе, с участием императорской семьи.
Площадь постоянно становилась местом прохождения главных праздников. Нашла удивительную фотографию 1856 года:
В 1853 году Большой театр сгорел, пожар длился несколько дней, от здания уцелели только каменные внешние стены здания и колоннада портика.
Мария Нащокина «Москва, Театральная площадь, 2: история здания и его героев»: "Напряжённость в жизнь Театральной площади внес пожар Большого театра, произошедший на Великий пост 11 марта 1853 года. Хотя пожарные с ближайшей Тверской полицейской части приехали быстро, пожар внутри здания распространился молниеносно – деревянные кулисы, декорации, костюмы (в том числе богатая коллекция дорогих французских костюмов), занавес, нотная библиотека, архив, музыкальные инструменты – все вспыхивало сразу. Огромное здание с печным отоплением и свечным освещением, выстроенное по проекту О.И. Бове, горевшее 2 дня, а догоравшее почти полторы недели, было полностью уничтожено внутри, крыша обрушилась. Убытки оценили в 8 млн рублей."
Как положено, был объявлен конкурс, на котором победил проект Альберта Ка́воса; театр был восстановлен за три года. Основной объем и планировка были сохранены, несколько увеличена высота здания, полностью переработан архитектурный декор в духе ранней эклектики. Вместо погибшей при пожаре скульптуры Аполлона с четверкой лошадей над входом поставили бронзовую квадригу работы Петра Клодта.
На фронтоне был установлен гипсовый двуглавый орёл — государственный герб Российской империи. Далее смотрите историю Большого театра в картинах и фотографиях (взято из открытых источников).
Здание, расположенное напротив Малого театра, в 1889 году перестроено по проекту А. Каминского, а в 1898 году - по проекту Б. Фрейденберга по заказу известного московского антрепренера и режиссера Михаила Лентовского. Театральные труппы сменяли друг друга: Театр Павла Шелапутина, Императорский новый театр А.П. Ленского, Частная опера С.И.Зимина, в 1909 г. знаменитый театр К.Н.Незлобина. С 1924 года в здании располагался МХАТ-2 под руководством М.Чехова. В 1936 году здание отдали Детскому театру под руководством Наталии Сац. С 1992 года в этом здании расположен Российский академический молодежный театр. Далее - история в картинках (из открытых источников).
В Доме-музее М. Н. Ермоловой (Государственный центральный театральный музей имени А. А. Бахрушина) есть макет Театральной площади: Дешалыт Е. И. Макет декорации. 1900-е.
Площадь в 20 веке
В 20 веке площадь начала меняться, нарушилась ее симметрия.
В 1905 году вместо гостиницы и бань Челышева здесь появилась одна из лучших в Москве гостиница "Метрополь" (Театральная площадь, 1/4), была построен по проекту архитектора Льва Кекушева в стиле модерн. Здесь было 400 номеров, из которых ни один не повторялся. В номерах были наполняемые льдом холодильники, телефоны и горячая вода. В 1906 году при отеле открылся первый в Москве двухзальный кинотеатр под названием «Театр Модерн».
Всего фасад гостиницы декорирован 23 керамическими панно различной площади по известным картинам русских художников. Все они выполнены в Абрамцевской керамической мастерской. Все здание гостиницы опоясано барельефным фризом Н. Андреева «Времена года». В 1918 году гостиница стала Вторым Домом Советов. Вместо шикарной публики - суровые люди в кожанках. В центральном ресторане проходили заседания ВЦИК. В конце 1920-х годов в части здания вновь начала работать гостиница «Метрополь». В ноябре 1925 года в зале ресторана Метрополь состоялся первый Московский международный шахматный турнир с участием чемпиона мира Капабланки. С 1929 года гостиница вновь заработала в полном объеме.
В 1908 году открылся семиэтажный магазин Торгового дома "Мюр и Мерилиз", построенный по проекту архитектора Романа Клейна в стиле неоготики. Технические новинки в этом здании в начале 20 века пугали москвичей, а ассортимент поражал богатством. Здесь можно было купить все, кроме продуктов питания. Говорили, что в него можно войти голым, а выйти полностью одетым, и не просто выйти, а выехать на велосипеде. Магазин бесплатно рассылал каталоги, и любой житель европейской части страны мог заказать товар по почте с доставкой. На входе покупателей встречали вращающиеся двери, но покупатели иногда оказывались зажатыми конструкцией, из-за чего двери окрестили «капканами». В итоге из-за большого количества жалоб двери пришлось поменять на обычные. Внутри металлические конструкции и стальной каркас здания по проекту В.Г. Шухова обеспечивали много света и внутренний простор. Продавщиц в магазин отбирали очень тщательно, и в народе их называли мюрмерилизочками. В декабре 1918 года магазин был национализирован. В 1920-е годы он открылся под названием «Мосторг». В 1933 году имя магазина сменили на «ЦУМ» — Центральный Универсальный Магазин. В 1953 году ЦУМ был магазином, продававшим товары высокого качества по повышенным ценам. Была введена система самообслуживания, практика открытой выкладки товаров.
В 1909 году городская дума договорилась о передаче плац-парада городу при условии уступить место военным по первому их требованию. В 1911 году здесь разбили сквер.
При этом сам Большой театр после 1917 года был на грани закрытия. Ленин настаивал на сокращении финансирования театра, а спектакли там чередовались с политическими мероприятиями. Но с 1930-х годов жизнь в театре нормализовалась.
В рамках осуществления Плана монументальной пропаганды в1918 году на площади на скорую руку соорудили памятник К. Марксу и Ф. Энгельсу (скульптор С.А. Мезенцев). В народе он получил название "Двое в ванне", просуществовал недолго, после почти 40 лет на площади стоял гранитный камень с надписью: «Первый камень памятника великому вождю и учителю всемирного пролетариата Карлу Марксу». В 1961 году поставили существующий и поныне памятник К. Марксу работы скульптора Льва Кербеля. Это самый большой в Москве памятник, высеченный из монолитного блока весом почти 200 тонн. Увидев памятник, Фаина Раневская назвала его "Холодильник с бородой".
В 1919-1990 годах площадь носила имя Свердлова. Памятник ему был установлен почему-то на соседней площади, Революции.
В 1929 году перед Малым театром был установлен памятник А. Н. Островскому - русскому драматургу. Авторы памятника: скульптор Николай Андреев и архитектор Федор Шехтель (этот же дуэт создал памятник Гоголю, который сначала был установлен на Гоголевском бульваре, а теперь стоит во дворе Дома Гоголя на Никитском бульваре). Драматург сидит в кресле в домашнем халате и держит в руках карандаш и листы бумаги. Правда сегодня иногда почему-то говорят, что он сидит в пальто.
В 1932 году на месте снесенных лавок Охотного ряда была построена первая советская гостиница «Москва» в стиле конструктивизм по проекту архитекторов А.В. Щусева, Л.И. Савельева, О.А. Стапран. Сталин очень ее любил, особенно ее кухню, и часто отмечал здесь свой день рождения.
В 1949 году в сквере у Большого театра был установлен Театральный фонтан, это была одна чаша, со струями, бьющими в разные стороны "пальмой". Проработал фонтан до 1997 года. К празднованию 850-летия Москвы в 1997 году у Большого театра был разбит новый сквер и построен новый фонтан. Это уже три отдельных фонтана с двумя видами ваз, расположенные на подиуме в центре площади перед главным входом в Большой театр. Три гранитные вазы изготовлены скульптором А.Н. Бургановым.
Что принес век 21?
С 1 июля 2005 года по 28 октября 2011 Большой театр был закрыт на реконструкцию. Судебные разбирательства, изменение сметы (она выросла в 16 раз) и прочее длились в течение всего процесса реставрации. В результате:
- снаружи театр практически не изменился, только герб СССР на заменили на российский, и блюстители цензуры прикрыли фиговым листом «срамное место» Аполлона.
- внутри театр оснастили по последнему слову техники, восстановили интерьеры и акустические возможности зрительного зала, утраченные в советское время. Теперь Большой театр по уровню акустики поднялся с 55 на 1 место в мире. Убрали колонны внутри зрительного зала - теперь они не мешают видеть сцену полностью.
В августе 2012 года легендарная гостиница "Метрополь" была продана за 8,7 млрд рублей в частные руки (современный владелец – А. И. Клячин).
А еще если сравнить фотографии середины 20 века и сегодня, на площади практически нет деревьев. Несколько фотографий разных лет, листайте:
Спасибо, что дочитали! Если вам понравилось, ставьте лайки, пишите комментарии — это очень важно для дальнейшего развития канала.
До скорой встречи!
#прогулкипомоскве #достопримечательностимосквы #блогиувлеченныхлюдей #историямосквы