Найти в Дзене

От площади Петровской к площади Театральной. Изменения во времени

Оглавление

Возникновение площади

В 16-17 веках площади здесь не было, текла река Неглинная. В этом месте она текла примерно с севера на юг. С западной стороны располагался Пушечный двор, о чем напоминает нам Пушечная улица, а с восточной - жилые дворы. В соответствии с планом Екатерины II, принятым в 1775 году, было решено обустроить несколько площадей вокруг Кремля и Китай-города. Так появилась Петровская площадь, названная по улице Петровка, которая на нее выходила. Через год после образования площади с разрешения Екатерины II губернский прокурор Пётр Урусов и предприниматель Майкл Меддокс, начали на ней строительство Петровского театра. К сожалению, в 1805 году здание театра сгорело. Сам театр переехал на Арбатскую площадь, а сгоревшее здание восстанавливать не спешили.

Петровский театр. 1780-1805 годы
Петровский театр. 1780-1805 годы

Посмотрите это место на картах Москвы разных лет.

Плац-парад и театры

При восстановлении Москвы после пожара и освобождения от французов в 1812 году было решено восстановить театр и благоустроить площадь. В 1817 году был объявлен конкурс на здание театра, но проекты были слишком дорогие и масштабные. За дело взялся сам Осип Бове, ответственный за восстановление города. По его проекту площадь должна была стать прямоугольной, с северной стороны — ее доминанта, здание все еще Петровского, но уже Большого театра (так как здание было намного больше предыдущего), напротив него сквер, а по восточной и западной сторонам должны располагаться четыре здания, зеркально отражающие фасады друг друга. Нижний этаж зданий был сделан в форме повторяющихся аркад. Здание Малого театра, построенное в 1824 году по проекту О. Бове на деньги купца Ва́ргина, практически полностью сохранило элементы этих зданий. Напротив здания Малого театра — дом Полторацкого, на месте будущей гостиницы "Москва" — здание, принадлежавшее Сенатской типографии. Замыкал ансамбль дом Челышева — гостиница и бани, построенные только к 1840 году. К этому времени вместо открытых галерей на первых этажах были окна.

План Осипа Бове
План Осипа Бове

Но сначала в 1817—1819 годах Неглинную убрали в трубу, в 1816—1823 годах срыли земляные укрепления вокруг стены Китай-города, землю использовали на выравнивание будущей Петровской площади и проезда в сторону Лубянской площади (в некоторых местах уровень подняли на 4 метра). По проекту площадь должна была быть прямоугольной. Четко по ее периметру предполагалось выстроить все четыре симметричных здания, а между ними устроить проезд.

Театральная площадь на плане 1846 года
Театральная площадь на плане 1846 года

Рядом со стеной Китай-города работал Цветочный рынок, переведенный в 1851 году на Трубную площадь.

Цветочный рынок. Обратите внимание на старое здание здание магазина Мюр и Мерилиз
Цветочный рынок. Обратите внимание на старое здание здание магазина Мюр и Мерилиз

В 1820-х на площади появляется водоразборный бассейн. В 1835 году на его место ставят фонтан по проекту скульптора Джованни Вита́ли. Это не тот фонтан, который стоит в сквере перед самим Большим театром, этот до сих пор стоит за памятником К. Марксу.

Фонтан Витали на Театральной площади. 1929 год
Фонтан Витали на Театральной площади. 1929 год

Бо́льшая часть площади была недоступна публике до 1911 года: здесь был плац-парад, огороженный канатами на столбиках. На плацу проходили торжественные смотры, в том числе, с участием императорской семьи.

Площадь постоянно становилась местом прохождения главных праздников. Нашла удивительную фотографию 1856 года:

Снято со стороны Большого театра. По периметру площади, между зданиями построены декорации по проекту Альберта Кавоса для предстоящих торжеств и иллюминации. На этой фотографии хорошо видны: здание гостиницы Челышева (слева), справа - в самом начале часть дома Полторацкого, далее дом Синодальной типографии. Все здания соединены арками, в центре - фонтан Витали.
Снято со стороны Большого театра. По периметру площади, между зданиями построены декорации по проекту Альберта Кавоса для предстоящих торжеств и иллюминации. На этой фотографии хорошо видны: здание гостиницы Челышева (слева), справа - в самом начале часть дома Полторацкого, далее дом Синодальной типографии. Все здания соединены арками, в центре - фонтан Витали.

В 1853 году Большой театр сгорел, пожар длился несколько дней, от здания уцелели только каменные внешние стены здания и колоннада портика.

Мария Нащокина «Москва, Театральная площадь, 2: история здания и его героев»: "Напряжённость в жизнь Театральной площади внес пожар Большого театра, произошедший на Великий пост 11 марта 1853 года. Хотя пожарные с ближайшей Тверской полицейской части приехали быстро, пожар внутри здания распространился молниеносно – деревянные кулисы, декорации, костюмы (в том числе богатая коллекция дорогих французских костюмов), занавес, нотная библиотека, архив, музыкальные инструменты – все вспыхивало сразу. Огромное здание с печным отоплением и свечным освещением, выстроенное по проекту О.И. Бове, горевшее 2 дня, а догоравшее почти полторы недели, было полностью уничтожено внутри, крыша обрушилась. Убытки оценили в 8 млн рублей."

Как положено, был объявлен конкурс, на котором победил проект Альберта Ка́воса; театр был восстановлен за три года. Основной объем и планировка были сохранены, несколько увеличена высота здания, полностью переработан архитектурный декор в духе ранней эклектики. Вместо погибшей при пожаре скульптуры Аполлона с четверкой лошадей над входом поставили бронзовую квадригу работы Петра Клодта.
На фронтоне был установлен гипсовый двуглавый орёл — государственный герб Российской империи. Далее смотрите
историю Большого театра в картинах и фотографиях (взято из открытых источников).

Здание, расположенное напротив Малого театра, в 1889 году перестроено по проекту А. Каминского, а в 1898 году - по проекту Б. Фрейденберга по заказу известного московского антрепренера и режиссера Михаила Лентовского. Театральные труппы сменяли друг друга: Театр Павла Шелапутина, Императорский новый театр А.П. Ленского, Частная опера С.И.Зимина, в 1909 г. знаменитый театр К.Н.Незлобина. С 1924 года в здании располагался МХАТ-2 под руководством М.Чехова. В 1936 году здание отдали Детскому театру под руководством Наталии Сац. С 1992 года в этом здании расположен Российский академический молодежный театр. Далее - история в картинках (из открытых источников).

В Доме-музее М. Н. Ермоловой (Государственный центральный театральный музей имени А. А. Бахрушина) есть макет Театральной площади: Дешалыт Е. И. Макет декорации. 1900-е.

Так выглядела Театральная площадь, сформированная Осипом Бове, но после 1856 года
Так выглядела Театральная площадь, сформированная Осипом Бове, но после 1856 года

Площадь в 20 веке

В 20 веке площадь начала меняться, нарушилась ее симметрия.

В 1905 году вместо гостиницы и бань Челышева здесь появилась одна из лучших в Москве гостиница "Метрополь" (Театральная площадь, 1/4), была построен по проекту архитектора Льва Кекушева в стиле модерн. Здесь было 400 номеров, из которых ни один не повторялся. В номерах были наполняемые льдом холодильники, телефоны и горячая вода. В 1906 году при отеле открылся первый в Москве двухзальный кинотеатр под названием «Театр Модерн».
Всего фасад гостиницы декорирован 23 керамическими панно различной площади по известным картинам русских художников. Все они выполнены в Абрамцевской керамической мастерской. Все здание гостиницы опоясано барельефным фризом Н. Андреева «Времена года». В 1918 году гостиница стала Вторым Домом Советов. Вместо шикарной публики - суровые люди в кожанках. В центральном ресторане проходили заседания ВЦИК. В конце 1920-х годов в части здания вновь начала работать гостиница «Метрополь». В ноябре 1925 года в зале ресторана Метрополь состоялся первый Московский международный шахматный турнир с участием чемпиона мира Капабланки. С 1929 года гостиница вновь заработала в полном объеме.

В 1908 году открылся семиэтажный магазин Торгового дома "Мюр и Мерилиз", построенный по проекту архитектора Романа Клейна в стиле неоготики. Технические новинки в этом здании в начале 20 века пугали москвичей, а ассортимент поражал богатством. Здесь можно было купить все, кроме продуктов питания. Говорили, что в него можно войти голым, а выйти полностью одетым, и не просто выйти, а выехать на велосипеде. Магазин бесплатно рассылал каталоги, и любой житель европейской части страны мог заказать товар по почте с доставкой. На входе покупателей встречали вращающиеся двери, но покупатели иногда оказывались зажатыми конструкцией, из-за чего двери окрестили «капканами». В итоге из-за большого количества жалоб двери пришлось поменять на обычные. Внутри металлические конструкции и стальной каркас здания по проекту В.Г. Шухова обеспечивали много света и внутренний простор. Продавщиц в магазин отбирали очень тщательно, и в народе их называли мюрмерилизочками. В декабре 1918 года магазин был национализирован. В 1920-е годы он открылся под названием «Мосторг». В 1933 году имя магазина сменили на «ЦУМ» — Центральный Универсальный Магазин. В 1953 году ЦУМ был магазином, продававшим товары высокого качества по повышенным ценам. Была введена система самообслуживания, практика открытой выкладки товаров.

В 1909 году городская дума договорилась о передаче плац-парада городу при условии уступить место военным по первому их требованию. В 1911 году здесь разбили сквер.

Театральная площадь. 1911 год
Театральная площадь. 1911 год

При этом сам Большой театр после 1917 года был на грани закрытия. Ленин настаивал на сокращении финансирования театра, а спектакли там чередовались с политическими мероприятиями. Но с 1930-х годов жизнь в театре нормализовалась.

В рамках осуществления Плана монументальной пропаганды в1918 году на площади на скорую руку соорудили памятник К. Марксу и Ф. Энгельсу (скульптор С.А. Мезенцев). В народе он получил название "Двое в ванне", просуществовал недолго, после почти 40 лет на площади стоял гранитный камень с надписью: «Первый камень памятника великому вождю и учителю всемирного пролетариата Карлу Марксу». В 1961 году поставили существующий и поныне памятник К. Марксу работы скульптора Льва Кербеля. Это самый большой в Москве памятник, высеченный из монолитного блока весом почти 200 тонн. Увидев памятник, Фаина Раневская назвала его "Холодильник с бородой".

В 1919-1990 годах площадь носила имя Свердлова. Памятник ему был установлен почему-то на соседней площади, Революции.

В 1929 году перед Малым театром был установлен памятник А. Н. Островскому - русскому драматургу. Авторы памятника: скульптор Николай Андреев и архитектор Федор Шехтель (этот же дуэт создал памятник Гоголю, который сначала был установлен на Гоголевском бульваре, а теперь стоит во дворе Дома Гоголя на Никитском бульваре). Драматург сидит в кресле в домашнем халате и держит в руках карандаш и листы бумаги. Правда сегодня иногда почему-то говорят, что он сидит в пальто.

-17

В 1932 году на месте снесенных лавок Охотного ряда была построена первая советская гостиница «Москва» в стиле конструктивизм по проекту архитекторов А.В. Щусева, Л.И. Савельева, О.А. Стапран. Сталин очень ее любил, особенно ее кухню, и часто отмечал здесь свой день рождения.

Фасад гостиницы "Москва" с Театральной площади
Фасад гостиницы "Москва" с Театральной площади

В 1949 году в сквере у Большого театра был установлен Театральный фонтан, это была одна чаша, со струями, бьющими в разные стороны "пальмой". Проработал фонтан до 1997 года. К празднованию 850-летия Москвы в 1997 году у Большого театра был разбит новый сквер и построен новый фонтан. Это уже три отдельных фонтана с двумя видами ваз, расположенные на подиуме в центре площади перед главным входом в Большой театр. Три гранитные вазы изготовлены скульптором А.Н. Бургановым.

Что принес век 21?

С 1 июля 2005 года по 28 октября 2011 Большой театр был закрыт на реконструкцию. Судебные разбирательства, изменение сметы (она выросла в 16 раз) и прочее длились в течение всего процесса реставрации. В результате:

  • снаружи театр практически не изменился, только герб СССР на заменили на российский, и блюстители цензуры прикрыли фиговым листом «срамное место» Аполлона.
  • внутри театр оснастили по последнему слову техники, восстановили интерьеры и акустические возможности зрительного зала, утраченные в советское время. Теперь Большой театр по уровню акустики поднялся с 55 на 1 место в мире. Убрали колонны внутри зрительного зала - теперь они не мешают видеть сцену полностью.

В августе 2012 года легендарная гостиница "Метрополь" была продана за 8,7 млрд рублей в частные руки (современный владелец – А. И. Клячин).

А еще если сравнить фотографии середины 20 века и сегодня, на площади практически нет деревьев. Несколько фотографий разных лет, листайте:

Спасибо, что дочитали! Если вам понравилось, ставьте лайки, пишите комментарии — это очень важно для дальнейшего развития канала.

До скорой встречи!

#прогулкипомоскве #достопримечательностимосквы #блогиувлеченныхлюдей #историямосквы