- Почему для одного человека важна карьера, а для другого нет? - спрашивает меня эксперт-профайлер из Иркутска Владислав Гоголев.
Я взяла в руки карандаш и почему-то посмотрела на стол. Секунда промедления. Мысли почему-то путаются, так и хочется сказать: «Что за дурацкий вопрос?». Ну подумайте, есть ли вообще в мире люди, которым она не важна? Но все же подавляю эмоции и мычу в ответ: «Нууу, разные люди бывают...»
- По вашей невербальной реакции понимаю, карьера для вас не просто важна, а первостепенна, - выдает вердикт специалист в области распознавания лжи, невербальной коммуникации. Как оказалось, психологические приемы из этих областей применяют, в том числе, охотники за головами. Задают кандидату пространные вопросы - как относитесь к опаздывающим коллегам или к тем из них, кто может соврать начальству. Соискатель в ответ рассуждает расслабленно и с большой охотой - ведь речь не о нем. Ах если бы! В том-то и фокус: используя третьих лиц в разговоре, опытный рекрутер расспрашивает вас о вас же самих.
- Движение вверх по карьерной лестнице будет отличной мотивацией, потому что это ценно для вас, - дает ответ эксперт заключение мне. - Если компания заинтересована в ваших амбициях, на работу приняли бы. А если ищут линейного сотрудника, который ни в коем случае не должен подсидеть начальство, увы. Вы для них сильно хороши.
Узнать мотивацию, спрогнозировать отношения с начальством и возможные конфликты внутри коллектива можно даже по тому, как будете держать ручку во время собеседования. Так как устроиться на работу мечты? Как грамотно составить резюме? И чего никогда нельзя говорить потенциальному работодателю? Секреты раскрывает специалист в области распознавания лжи Владислав Гоголев.
Пять ошибок на интервью
Неправильный настрой
- Совет банальный, но это залог успеха в любом деле, - говорит эксперт. - Из главного: хорошо выспитесь, избегайте стрессов. Эти два фактора могут сказаться на результате. Недосып, в том числе, усиливает волнение. А чтобы с ним справиться и быть увереннее, возьмите что-то в руки - ручку или телефон. Это успокоит.
Правда, использовать предметы следует только в начале собеседования. Если внезапно начнете вертеть в руках в середине разговора - вызовет недоумение. Вдруг занервничали? Не исключено, что нагло врете, отвечая на неудобный вопрос. Сложится негативное впечатление.
Паузы в разговоре и тараторение
- Чтобы расположить к себе любого человека, в том числе потенциального работодателя, очень важна речь, - советует эксперт. - Голос ниже, не тараторьте, выдерживайте паузы. Так вы создадите впечатление умного и размышляющего собеседника. Только помните, пауза не должна быть слишком долгой!
Почему? В детекции лжи (совокупность методов, направленных на выявление обмана) есть понятие, как паузация, или точка ориентированного замирания. В этом случае тайм-аут означает обман и придумывание на ходу.
- Говорите с чувством, толком и расстановкой, - рекомендует эксперт. - К слову, есть мнение, что мужчины вызывают больше доверия, даже голоса для озвучки рекламы на радио предпочтительнее мужские. Отсюда еще один лайфхак -избегайте высоких тональностей, не «звените»!
Чрезмерная презентация себя
- Будьте самим собой, ведите себя расслаблено, - говорит эксперт. - Человек, действительно, нигде так не врет, как на собеседовании. Он презентует себя максимально, чтобы быть привлекательнее. Часто говорит то, к чему вообще не имеет никакого отношения. Снимите с себя обертку.
И на жестах не зацикливайтесь. Скрещенные руки и ноги - «закрытая» поза? Не обязательно. На самом деле, многим так просто удобнее. Если же человек сидит так, словно ему в позвоночник вбили штырь, это воспринимается как излишний самоконтроль, скрытность, неумение расслабиться. Гасит жесты? Прячет гнев. Дрожащий голос, ерзанье, бегающие глаза, отстраненный взгляд, речевые ошибки, - тоже проявление стресса.
- А вопросы на тему, как погода, как прошел день от интервьюера не несут никакого смысла, - говорит Владислав Гоголев. - Их задают только для того, чтобы собеседник расслабился.
Парфюм и черно-белая гамма
- Парфюм может стать самым большим провалом, - говорит Владислав Гоголев. - Это закон переговорного процесса в принципе. От вас должно пахнуть «чистотой».
А по поводу внешнего вида? Выбирайте классику, но избегайте синтетики (неизвестно, как организм среагирует на стресс), а также черно-белой гаммы. Это просто избито. Мужчины, выбирайте коричневый, серый, дамы - бургунди, темную вишню, синий, красный - в данном случае это не цвет агрессии, а посыл о серьезных намерениях, подойдут и спокойные зеленый и фиолетовый. Не надевайте шпильки и отдайте предпочтение скромным, сдержанным украшениям. Лучше всего подойдет жемчуг - лучший бизнес-камень. Волосы обязательно должны быть прибранными, маникюр спокойным - нюдовым.
Попадание под влияние
Впечатление о вас складывается из мелочей. Например, надо всегда (в меру, разумеется) захватить немного лидерства.
- Не выполняйте три условия подряд, которые предлагают, после того, как вы зашли в кабинет, - говорит Владислав Гоголев. - Например, вам сказали присесть на определенный стул, возьмите другой или слегка поверните тот, на который указали. Также «пометьте» свою территорию, допустим, положите телефон на стол, какие-то вещи рядом. Естественно, должна быть тонкая грань между тем, что можно и нельзя, не надо переходить на вольности.
НА ЗАМЕТКУ!
Избегайте шаблонов в резюме
- Прежде чем составить резюме, ознакомьтесь с компанией, просмотрите их соцсети, на сайт, узнайте, к какому типу она относится. Если консервативная, лучше отправить стандартное официальное резюме. Если революционная - гибкая, современная, то надо проявить креатив - чем ярче будет подача, тем лучше.
Но есть общий совет: не пишите в качествах, которыми обладаете, пунктуальность, мобильность, не конфликтность, легкая обучаемость, стрессоустойчивость и прочее, - это набило оскомину. Лучше укажите три качества, которые ценятся везде - исполнительность, мотивация и скорость оперативного мышления. То, как быстро вы способны принимать решения. Что касается мотивации, она может быть разной и это нормально. Результат, карьерный рост, зарплата - об этом можно и нужно говорить.
СОВЕТЫ БЫВАЛОГО
Владислав ГОГОЛЕВ:
Как правильно говорить о зарплате?
- Многие стесняются задавать вопросы о зарплате. А зря! В некоторых компаниях даже считают, что если человека не интересуют деньги, значит, он не заинтересован и в работе, результате. Еще совет: верхнюю планку не озвучивайте. Правильней говорить «я считаю, что каждая работа должна оцениваться по качеству исполнения».
О чем обязательно надо спросить?
- Что будет входить в обязанности - это ключевой вопрос. Если не зададите его, работодатель может решить, что вы пришли в компанию за чем угодно, но не для выполнения задач.
Как отвечать на неудобные вопросы?
- Если это организация, где нужны знания экстремальной психологии, то это уместно. В большинстве же случаев такие приемы используются либо для раскачки кандидата на эмоции, так смотрят на реакцию и возможную агрессию. Как реагировать? Шутить! Юмор - великая сила, а открытость и непринужденность ставит в тупик. Например, спрашивают «Как часто вы занимайтесь сексом втроем», можно ответить «Да, вот только утром было». Еще кандидатов любят консервировать - держать в ожидании час-два перед собеседованием. Если компания мечты, спокойно ждите, заняв себя книгой или телефоном, если нет - уходите, но без скандала.
ВАЖНО!
Как понять, что это не место под солнцем
- Ваши и ценности компании не совпадают.
- Не предоставляют трудового договора, где четко регламентируются ваши обязанности и обязанности компании перед вами.
- Не к месту проводят стрессовое интервью.
- Заявляют с ходу «Это вам нужна работа». На самом деле любая компания тоже в вас нуждается, а такой подход означает, что в будущем о вас будут вытирать ноги.
- Нет адаптационного периода.
БДИ!
Три «НЕ», которые никогда нельзя делать на собеседовании
Замыкаться в себе и молчать
Раздражаться и злиться. Чувствуйте, что нарастает гнев или азарт - берите паузу.
Не лебезите, не ищите взгляд собеседника и не заглядывайте ему в рот, это воспринимается как подхалимство.
КСТАТИ
Если вам отказали...
Собеседование - это всегда стресс, человек понимает, что его будут оценивать и выбирать. При отказе появляется чувство, словно вас отвергли. Самое лучшее в этой ситуации сказать себе: значит, они меня не достойны. И никогда не перезванивайте сами уточнить, приняты или нет. Если долгожданного звонка не поступило в оговоренные сроки (это надо делать обязательно, так вы показываете, что цените свое время), значит, вы не прошли.