Читаю лосевские «Очерки античного символизма и мифологии». Думаю, периодически – ибо книга толстая – публиковать в виде постов или отдельных статей выдержки из нее. Как-то уже писал: Лосев – мой любимый философ.
В этом материале – об исповеди как символе, положенном в основу Средневековой европейской цивилизации, частью которой Русь была по меньшей мере в домонгольский период. Вообще, европейское Средневековье — интереснейший период, о котором мы катастрофически мало знаем, поскольку школьные учебники, по причинам вполне понятным, неполны и не в состоянии сформировать адекватную картину эпохи.
Итак: «И разве не мы в то же самое время привели к строгой законченности взвешивание и измерение внутренней жизни? Разве наша культура не культура автобиографий, дневников, исповедей неумолимого нравственного самоиспытания? Поднялись ли когда-либо другие люди до развившегося в эпоху крестовых походов символа тайной исповеди, про которую Гёте говорит, что ее никогда бы не надо было отнимать у людей?
Разве все наше большое искусство — в полной противоположности античному — по своему содержанию не искусство исповеди? Никто не может думать о мировой истории и истории отдельных государств, прочувствовать и понять историю других, кто в самом себе с полной сознательностью не пережил историю, судьбу и время. Поэтому-то античность не создала ни настоящей всемирной истории, ни психологии истории, ни углубленной биографии. Этому свидетели Фукидид и Сократ. Один знал только недавнее прошлое узкого круга народов, другой — только эфемерные проблески самонаблюдения»
,Если Вам понравилась статья— подписывайтесь на мой канал .
Игорь Ходаков