Найти тему
День за днём

Юлия Чичерина, или как охватить масштаб происходящего.

Я всегда считал себя человеком рациональным. То есть сложные явления, процессы я пытаюсь изучать, используя полученное образование (восемь лет в МГУ), жизненный опыт, способность овладевать новыми знаниями, составлять собственное мнение на основе того, что я бы назвал философией бытового позитивизма.

То, однако, с чем мы, русские, сталкиваемся ныне, масштаб происходящих и грядущих изменений превосходит возможности обычного понятийного аппарата. Объём информации, необходимой для определения собственного мнения, вырос в астрономической прогрессии. Фактор неопределённости - и в обычные времена очень высокий - сейчас просто "зашкаливает". И результатом является... растерянность. Интеллектуальная растерянность. Неспособность "процессора", головы, обработать информацию и выработать определённые установки, которые помогли бы более однозначное ориентироваться и реагировать. По сути, вопрос стоит о создании своего рода идеологии для самого себя. Ведь идеология тем и хороша, что она создаёт универсальные подходы к самым разным явлениям окружающей действительности.

То есть вот сижу я в горах Вирджинии, пялюсь на красивую осень - и думаю о России. Естественно. Ну, помимо того, как быть с работой, где взять деньги на поездку в Москву в декабре, подавать или не подавать на гражданство, как дозвониться до консульства РФ в Вашингтоне, где купить еду для кошки Кильки и так далее.

С самого конца 2013 года я старался держать эмоциональную дистанцию от событий в Донбассе. Моя мама и дядя, у них горели глаза, когда они говорили о Крыме и Донецке. И понятно, они выросли в Славянске, там похоронены были их родители. Я сам там проводил лето не раз и не два. Их, мамы и дядюшки, уже нет. А у меня вся та эмоциональная дистанция как-то одномоментно просто обвалилась.

И я даже не могу вспомнить, когда это произошло. Может, когда я послушал "Встанем" Шамана. Или когда впервые за многие годы набрал в YouTube "Юлия Чичерина".

Дело в том, что люди, которые считают себя интеллектуалами, довольно снисходительно относятся к творческим личностям. Просто по причине того, что те, за редким исключением, не являются очень образованными и глубоко думающими личностями. Но ведь на самом деле творческие люди и не должны понимать всё. Они светят отражённым светом, отражённым от всего многообразия мира и людей, их окружающих. Именно потому продукт их творчества имеет такую силу воздействия. Это как zoom out до уровня, когда детали не видны - и уже не важны.

Из свободного доступа в Интернете.
Из свободного доступа в Интернете.

Разве не удивительно, что Чичерина встала на защиту Донбасса сразу и однозначно? Без компромиссов, без всякого эстетства и рассуждений типа "да, но следует принять во внимание, что...". Ничего не известно о её родителях. Но она всё же правнучка первого наркома иностранных дел Чичерина. Хотя едва ли это имеет значение, и не даром она об этом никогда не упоминает.

Удивительная сила и самоотверженность этой хрупкой женщины просто проломили все слои моего дистанцирования. В английском языке есть хороший глагол "to resort to". Его используют, когда надо выразить состояние, когда ты, не будучи способным принять рациональное действие, просто отдаёшься чему-то. Вот так оно и случилось у меня.

И теперь я хожу по дистрибуторскому центру, где работаю, распевая в полный голос:

Нам бы осадить, но мы же все без тормозов. Мы с тобой умрем, как ковбои из «Бешеных псов». Обними меня, перед тем как меня разорвать. Нам бы осадить, но некому это сказать.

И опять все готово для того, чтобы рвать. И легко наполняются яростью наши сердца. И плевать, что никто не хотел умирать. Нам не жалко себя, а, тем более, слов и свинца.