Найти тему

Продолжаем разбираться в "действии кармы"...

В одной из статей, опираясь на классические буддистские тексты, я озвучил мысль - "мгновенной, быстрой кармы не существует". И это действительно так, не стоит путать действие законов кармы с действием законов природы, физических законов. Кратко - "крипич никому на голову просто так не падает" утверждение ложно. Падает, ещё как падает... Здесь обычно люди далёкие от понимания Истины буддизма подменяют понятием "карма" привычное для них понятие "воля Всевышнего". Но всё не так однозначно, ведь законы кармы всеобемлющие в том, что касается самого человека.

из открытых источников в интернете
из открытых источников в интернете

В Типитака есть такое изречение Будды - "Аядисам вапатэ биджам тадисам лабпхатэ пхалам калианакари каланиям папакари ка папакам" - "Каково семя, таков и плод. Кто делает благо, получает благо. Кто делает плохое, получает плохое". В русской интерпритации - "От осинки не родятся апельсинки". Казалось бы, речь идёт о наследственности, которая, конечно, в буддизме занимает одно из важных мест, но на самом деле, это изречение гораздо шире. Здесь подразумевается весь комплекс поведения человека в совокупности с факторами влияющими наэто поведение. Уже упоминалось различие кармических законов и "социальных предпочтений" - законов и правил конкретного социума. Это различие слабо различимо для несведущего человека. Но всё-таки на бытовом уровне в плюс к кармическим действием примешиваются четыре фактора (по разъяснениям в палийских текстах Махаси-саядо и Праюд Паютто) - благоприятное (или нет) место рождения, наличие здоровья тела, наличие подходящего времени для реализации, само свойство любого поступка, его польза. (про пользу, хорошее-плохое уже было говорено).

То есть на реализацию жизненных целей и задач кроме кармы влияют ещё и обстоятельства ситуации, хотя это и тесно связано. Обычно же на начальном этапе, когда человек слышит про карму впервые - где и в какое время переродишься. Обстоятельства ставят человека перед выбором умелого или неумелого поступка, влияют на его действия, в зависимости от его жизненных установок. В надоевшем примере с кирпичом, которые падает на голову, это можно проиллюстрировать смешной песенкой из мультика "Не стойте и не прыгайте, не пойте, не пляшите, там где идёт строительство и где подвешен груз..." Всё это о "быстрой карме", о том, как человек хочет преуспеть в этом мире и избежать опасностей. Именно этим можно объяснить то, что случается, то, как реализуются мечты, то, насколько человек реализуется в этом мире. С кармой это связано не напрямую, но связано. А также связано с текущими обстоятельствами и физическими законами.

Главными же в карме всё-таки остаются три вещи - НЕ злоба, НЕ жажда (алчность), НЕ неведение. Этим определяется возможность человека использовать правильно обстоятельства, избегать опасностей и реализовывать свои чаяния. Ведь все мирские ситуации, все эти четыре фактора находятся в постоянном изменении, они поверхностны и не являются сутью этого мира. Это позволяет сохранять уравновешенность и бодрость даже в самых критических ситуациях. А буддизм призывает и поощряет мудрые размышления и понимание сути происходящего в мире, а не устремлённость к сиюмитнутным мирским целям в какой-либо краткой ситуации в ущерб общему направлению своего движения.

Материальные блага и цели никто не отрицает, но стоит ли размениваться на мелкие бонусы? Приведённые рассуждения можно рассматривать как призыв использовать "умелые кармические поступки" совместно с использованием "благоприятных обстоятельств". Мудро видеть процесс кармы, процесс "причины и следствия", чем в вобщем-то Закон кармы и является.

Благодарю за внимание.