Бывает так, что начинаешь смотреть кино, и уже через пять минут понимаешь, что захочешь о нём рассказать. Это вот как раз такой случай.
Сразу скажу, что мне понравилось. Я не знала, о чём фильм, не изучала отзывы, просто включила и погрузилась в сюжет. Но есть вопросики. Сейчас объясню, что же не так с «Аманатом», и почему мне всё равно понравилось.
🎬 Аманат (2022)
Для начала про то, кто же такой аманат. Это в переводе примерно как человек надежный, человек верности и чести. На практике: вверенный на хранение.
И главный герой фильма Джамалуддин и есть то самый аманат.
Джамалуддин – реальный исторический персонаж, старший сын имама Дагестана и Чечни Шамиля. В 1839 году, буду еще совсем ребенком, он был передан отцом русскому правительству как знак преданности России. Но и после этого Шамиль продолжил борьбу с русскими войсками на Кавказе. Зачем тогда отдавал, мне не понятно, ну да ладно, опустим этот момент.
В Санкт-Петербурге мальчик воспитывался в кадетском корпусе. Прекрасно учился, полюбил точные науки и особенно математику, с блеском общался уже не только на не родном ему русском, но и на французском и немецком.
Во время учебы Джамалуддин сдружился с Алексеем Оленевым, а позже, когда они оба стали носить гордое звание офицера, стал вхож и в их семью. Где, собственно, и сблизился с младшей сестрой Алексея, красавицей Елизаветой.
Ну а дальше, конечно, практически на ровном месте случилась самая большая любовь на свете. С первого взгляда можно сказать. Ромео и Джульетта, только он с гор, а она с Тверской губернии.
У Лизы был жених, но и без него дело влюбленных явно было плохо – очевидно всем, что никаких перспектив нет. Потому как что? Правильно – Джамалуддин всего лишь аманат, и в любой момент его жизнью могут распорядиться как угодно и в политических целях, и в вопросах урегулирования военного конфликта на Кавказе, о чем так любезно и язвительно и напоминает Лизе её жених.
А тут ещё и Алексея убили на Кавказе, а потом и вовсе Джамалуддину пришлось вернуть домой, к отцу и семье, после стольких лет, проведенных в России. И приехал в горы вот такой вот молодой человек, всем сердцем любящий свои родные края и свой народ, но при этом – как говорится, до мозга костей уже настоящий русский офицер, который крепко держит слово. А как его держать, если любишь милую Лизу и пишешь ей нежные письма, но отец говорит жениться на местной девушке, чтобы хоть как-то сгладить возникший конфликт между её семьей и русскими…
Ну как вам? Интригует? Хороший же сюжет. Это первое, что мне понравилось. Из того, что хочу ещё особо отметить:
- Шикарные пейзажи. И русские поля, и имение Оленевых, и виды на Неву, и, конечно, горы и долины. Визуально просто прекрасно всё.
- Костюмы. Все эти платья и шляпки, драгоценности, крестьянские рубахи, военные мундиры и папахи. Просто блеск!
А теперь ложка дёгтя, как и обещала.
- Категорически не понравилась актриса, играющая Лизу Оленину (Варвара Комарова).
Ну, товарищи, это не серьезно. Мало того, что выглядит она слишком современно (типаж такой), так ещё и кукольность свою вроде как выпячивает. Вечно надутые губки, крашеные в ненатуральный оттенок волосы и макияж, который очень виден – тушь, подводка, румяна! Ну, вы шутите, что ли? И это юная семнадцатилетняя барышня из приличной семьи?
К слову, вопросов по этому поводу к Екатерине Гусевой, играющей её мать, у меня нет. Все вполне органично и на уровне. И Джамалуддин (Амин Хуратов), кстати, тоже понравился.
А Лиза почему-то меня раздражала, и не верилось ни её героине, ни её действиям, ни её словам. С каким-то пустым взглядом объясняться в любви. Очень искусственно и наигранно. Мчаться галопом на лошади к любимому, мастерски уворачиваясь от взрывающихся снарядов, летящих прямо на дорогу, во время учений в полку. Что за невероятный бред?
Поняла, что по восприятию напомнила она мне Сашу Бортич в фильме «Холоп» - вот так же несуразно и в абсолютном несоответствии с эпохой выглядит. А наряды у неё красивые, что есть, то есть. Так что, пожалуй, выбор актрисы на роль Лизы - для меня самый большой минус фильма, который претендует на исторический.
- К слову об истории:
Зрителя честно предупреждают, что достоверность тут не 100%. Поэтому, кто за правду и соответствие фактам, будут страшно возмущены. Ибо неточностей тут полным полно, начиная с причины передачи Джамалуддина, заканчивая причиной его возвращения на родину.
Но самое удивительное то, что роман его с Лизой Оленевой не существовал вовсе. Нет ни одного подлинного свидетельства (письма, например) о том, что они любили друг друга и мечтали пожениться. И, скорее всего, это просто романтичная легенда, возникшая благодаря племяннику Елизаветы Олениной. По крайней мере, такую информацию я нашла в нескольких источниках. Тут вопру упомянуть другую межнациональную и действительно реальную историю любви - Курт Сеит и Александра. Надо бы написать статью об этой паре.
Но не будь этой легенды, не было бы и фильма. Потому что смотреть на историю страшной и долгой Кавказской войны и реальную причину смерти Джамалуддина интересно будет далеко не всем. Я не о том, что искажать историю - это хорошо. Плохо, без сомнения. Я о смысле такого кино. Это удачный коммерческий проект, с красивой любовной линией, драматичным финалом, печальным послевкусием и успехом у зрителя. Собственно, на это нацелено 90% современного кинематографа. И кто-то, я уверена, после просмотра, заинтересуется реальными персонажами и, как минимум, что-то да прочитает о них. А это уже огромный плюс.
А Лиза Оленина пережила Джамалуддина на 64 года и умерла в 1922 году. Но это уже совсем другая история.